Режиссер Александр Аскольдов проделал тяжелый путь в кино. Сначала он изучал филологию в МГУ, затем поступил в аспирантуру литературного факультета, где заинтересовался творчеством Булгакова. Будущий режиссёр даже познакомился с вдовой Булгакова и начал писать статьи о великом писателе. Эти статьи показались чиновникам интересными, поэтому Аскольдова пригласили в Министерство культуры, где он стал театральным критиком, а затем приступил к съемкам. Постепенно фильмы стали для него важнее, и он понял, что хочет снимать.
С этой целью Аскольдов в возрасте 32 лет посещал режиссёрские курсы Сергея Герасимова. Последний знал Аскольдова давно, и очень верил в начинающего кинематографиста, а когда Александр захотел снять фильм «В городе Бердичеве» по сценарию Василия Гроссмана, то наставник горячо поддержал своего выпускника. Фильм получил название «Комиссар».
Кадр из фильма «Комиссар»
В 1966 году, выбранная тема была очень актуальной. Подготовка к полувековой годовщине революции уже началась, а история Гроссмана была рассказана как раз о гражданской войне. Кроме того, Александр Аскольдов уже успел «забрать» себе звездных актеров: Нонну Мордюкову и Ролана Быкова. О таком дебюте можно было только мечтать, но самому Аскольдову помогли репутация и авторитет педагога Сергея Герасимова.
Фото со съёмок
Однако Ролан Быков сначала отказался от роли. Он давно знал Александра и даже сдружился с ним, но на экране в роли еврея сниматься не очень хотел. Но через некоторое время Быков осознал, что у его героя все же что-то есть. У Аскольдова уже был другой кандидат, но он провел пробы с Быковым и его представление о герое показалось режиссеру очень интересным, поэтому Ролан был утвержден.
Фото со съёмок
Летом 1967 года «Комиссара» отредактировали и представили коллегам. Коллектив киностудии «Горького», снимавший фильм, был на премьере достаточно сдержан, но председатель «Госкино» Владимир Баскаков остался очень доволен. Ему настолько понравился «Комиссар», что он поздравил Александра Аскольдова с успешным показом фильма и сравнил его работу с шедевром Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин». Затем, однако, началась сомнительная пауза, и буквально через месяц на Аскольдова как лавина, обрушилась масса критики и заработала цензура.
Режиссёра заставляли внести уйму правок, но Александр уж точно не хотел менять свою картину. Такое демонстративное неповиновение привело к отказу от фильма и увольнению Александра Аскольдова за непрофессионализм. Спустя несколько лет он снял несколько документальных фильмов, но «Коммисар» так и остался единственным художественным произведением режиссера.
В середине 1980-х, с началом политики «Перестройки», были открыты архивы, и публика увидела ранее запрещенное кино, в том числе и фильм Аскольдова. Летом 1987 года, через 20 лет после съемок, его показали на 15-м Московском кинофестивале. Спустя полгода состоялась официальная премьера картины, ставшая невероятно важным событием для советского кинематографа.
Первоначально фильм получил высокую оценку в Советском Союзе, а затем, без преувеличения, началось победное шествие ленты по миру, где были собраны главные кинонаграды.
Теперь картина, ранее запрещенная цензурой Советского Союза, является не только шедевром, но и по-настоящему мировым фильмом, и некоторые эксперты считают, что лучшую роль в этом фильме сыграла именно Нонна Мордюкова. А вот режиссёр картины за всю оставшуюся жизнь больше ничего не снял. Он писал сценарий несколько лет и питал идею новой работы, но, к сожалению, не успел ее реализовать.
Если Вам понравилась наша статья, поделитесь ей с друзьями!