Война – лучшее время для реформ: что даст переход на корпусную систему в ВСУ
Война – лучшее время для реформ: что даст переход на корпусную систему в ВСУ

Война – лучшее время для реформ: что даст переход на корпусную систему в ВСУ

Пока Дональд Трамп пытается выставить нам несуществующие долги за поддержку своего предшественника и дрейфует в сторону авторитарных режимов, украинское войско продолжает отстаивать нашу государственность. Между тем – набирается опыта и совершенствуется. Недавно в ВСУ объявили о старте реформы – переходе на новую организационную структуру на основе корпусов. В чем суть перемен и что изменится на фронте – в материале “Апострофа”.

3 февраля президент Украины и верховный главнокомандующий Вооруженными силами Владимир Зеленский сообщил об утверждении плана перехода на корпусную систему в ВСУ. "Корпусная система нужна. Мы обсудили сегодня подходы к назначению командиров корпусов: это должны быть наиболее подготовлены, наиболее перспективны офицеры с боевым опытом и современным мышлением. Армия должна быть современной. И главное – ценить людей”, - заметил он.

О необходимости перехода на такую организационную структуру заявлял еще предшественник нынешнего главнокомандующего ВСУ Александра Сырского – Валерий Залужный. Корпуса – не украинское ноу-хау. Они как временные соединения для выполнения задач на определенном участке фронта были введены во французской и германской армиях еще в начале XIX века. Система корпусов не нова и для Украины. По состоянию на 1992-1993 годы в составе Вооруженных сил было шесть армейских корпусов. По состоянию на 2016 год их количество сократилось до одного – Корпуса резерва. В корпуса начали возвращаться после широкомасштабного вторжения. Некоторое время обсуждалась мысль перехода на дивизионную систему управления. Однако она, по мнению некоторых специалистов, нуждается в значительных ресурсах. Поэтому 3 февраля этого года Сырский официально заявил, что военное командование начало переход на корпусную структуру управления войсками.

В ВСУ есть пять армейских корпусов, однако они не воюют как единая структура. Да и вообще система управления в украинской армии очень сложна. Как пишет в колонке генерал-майор ВСУ, командир тактической группы Андрей Соколов, “основу составляют бригады, объединяющиеся в тактические группы (ТГр). Тактические группы – это временные образования, куда отправляют офицеров из штатных органов управления и учебных заведений на определенный срок на ротационной основе. Офицерский состав тактических групп постоянно меняется. Далее следуют штабы оперативно-тактических группировок (ОТУ) <…>. На юге и востоке ОТУ объединены в оперативные (оперативно-стратегические) группировки войск. Одно сформировано на базе оперативного командования, другое на базе командования объединенных сил (КОС). Затем все эти структуры замыкаются на Генеральный штаб.

Что предполагает корпусная система

Как сообщили в Сухопутных войсках, корпусная структура "позволит более эффективно управлять подчиненными воинскими частями, обеспечивать их взаимодействие и надлежащую логистику". В отличие от ОТУ, ОСУВ, выполняющие переменные функции, "структура корпуса постоянная, со штатом, с набором соответствующих средств", подчеркнул в комментарии "Апострофу" генерал-лейтенант в отставке, заместитель начальника Генштаба ВСУ (2006-2010) Игорь Романенко.

Как пояснил директор информационно-консалтинговой компании Defense Express Сергей Згурец, типовой корпус будет иметь 4-5 бригад - инженерные подразделения, средства ПВО, артиллерийскую бригаду. Таким образом, командир корпуса будет отвечать за все: и за подготовку личного состава, и за применение войск в зоне ответственности, которая может возрасти. Корпуса могут держать оборону на участке от 30 до 100 км в зависимости от ее характера”.

Причем речь идет не только об укрупнении. "Корпус – это стратегическое соединение, где тыл рассчитывается из потребностей всех не только бригад. Там могут быть отдельные артиллерийские дивизионы и т.д. Все это обязано обеспечивать корпус - и материально-техническими [средствами], и управлением, и инженерным обеспечением и т.Д. Корпус – мобильное соединение. На его базе могут сформироваться любые оперативно-стратегические группы", - говорит Николай Сунгуровский, директор военных программ Центра Разумкова.

Такая реформа поможет локализовать управление войсками на отдельных участках фронта и избежать информационных задержек при принятии решений. "Корпус - это объединение, которое может самостоятельно решать задачи в пределах своих возможностей, которые будут определены тактическими или оперативными характеристиками корпуса , - рассказывает "Апострофу" военный эксперт Олег Жданов. - Сегодня бригада вынуждена подавать запросы вплоть в Генеральный штаб, чтобы принять то или иное решение, например: можно оставлять позицию или нет, контратаковать врага или нет”.

Нехватка обеспечения и топ-кадров: какие возможны вызовы

Острой проблемой создания корпусов станет формирование военных частей, входящих в их состав, пишет в упомянутой колонке Андрей Соколов. "Необходимо сформировать 21 корпусный комплект войск. Из чего они состоят? Из общевойсковых бригад, частей артиллерии, ПВО, беспилотных систем, подразделений оперативного и материально-технического обеспечения. И если с общевоенными бригадами вопрос решен: они у нас есть; другие нужно сформировать”, - отметил военный.

"Главный вызов – набрать все, что необходимо в штатной структуре корпуса, чтобы в корпусе были и подразделение ПВО, и танкистов, и саперов… Десять корпусов вряд ли смогут эффективно сформировать, дай Бог, чтобы два", - убежден Романенко.

Впрочем, эта проблема может быть актуальна только на первом этапе реформы. "Корпус должен иметь собственные запасы, и они будут создаваться. В составе корпуса будут формироваться тыловые бригады, бригады материального обеспечения. Их нужно будет наполнить этим материальным обеспечением – запасом боеприпасов, топлива, пищи и т.д. На первом этапе это не исключено, что будут определенные сложности. Но после первоначального накопления материальных запасов пойдет как обычный конвейер”, – говорит Жданов.

Другой вызов при переходе на корпуса, и на него намекал Зеленский, - найти соответствующих командиров. "Одно дело командовать бригадой, а дивизия, корпус - это другой уровень. Это не так, как в гражданской жизни: вчера был свадебным фотографом, а сегодня парламентарий. В объективных законах ведения войны это не работает. Если так делается, то потом возникает ситуация, как на Харьковском направлении – генералов судят за то, за что у них не было компетенции и опыта, чтобы управлять в тех условиях. Должен быть профессионализм, характер и опыт поведения в трудных условиях и управление подчиненными”, - подчеркнул Романенко.

В целом, такая реформа войска требует больше времени и должна осуществляться постепенно. "Во время войны нужно ограничиться изменениями, которые не уменьшают эффективность войск , - рассказывает Сунгуровский. - То есть частичная реформа, не касающаяся войск, стоящих не передовой. Сейчас там трудно что-то изменить. А которые формируются им взамен, на ротацию уходят, - их структуру можно менять”.

В то же время, отказываться от изменений не стоит. "Война - лучший период для реформирования армии. Потому что война показывает, что работает, а что нет. И можно что-то постоянно менять. Это исторический опыт – еще со времен Римской империи [известно, что] во время военных действий все плохо отвергается, а хорошее – развивается и применяется войсками”, - резюмировал эксперт.

Джерело матеріала
loader
loader