Жизнь после Ткаченко: как должен работать Минкульт во время войны/В последние полтора года Министерство культуры стреляет "в молоко"
Жизнь после Ткаченко: как должен работать Минкульт во время войны/В последние полтора года Министерство культуры стреляет "в молоко"

Жизнь после Ткаченко: как должен работать Минкульт во время войны/В последние полтора года Министерство культуры стреляет "в молоко"

Министр культуры и информационной политики Украины Александр Ткаченко отправлен в отставку. Соответствующее заявление министр подал "из-за волны непонимания по поводу важности культуры во время войны". Непонимание, в свою очередь, вызвали, в том числе, планы Минкульта выделить 400 млн гривен на съемки художественных сериалов, а также желание потратить на завершение строительства Национального музея Голодомора-геноцида 570 млн бюджетных денег. Можно подумать, что в условиях продолжающейся войны их больше девать некуда. Чем должно заниматься Министерство культуры во время войны – выяснял "Апостроф".

Министерство Шредингера

С 1991 года самое культурное министерство страны претерпевало массу трансформаций. У нас было Министерство культуры. Министерство культуры и искусств. Министерство культуры и туризма. Министерство культуры, молодежи и спорта. И вот теперь – Министерство культуры и информационной политики.

При этом суть оставалась практически без изменений – громоздкая структура, в сферу управления которой входят кино и театры, цирки и музыкальные учреждения, музеи и библиотеки, культурные центры и творческие союзы, заповедники и научно-исследовательские организации. В министерстве – более 15 департаментов, управлений, отделов и секторов. Сейчас у министра культуры есть даже заместитель по вопросам цифрового развития, цифровых трансформаций и цифровизации. Это при живом-то Министерстве цифровой трансформации.

Возникает резонный вопрос – а нужен ли нам Минкульт в принципе? В таких развитых странах, как, например, США, Великобритания или Германия, министерств культуры нет. А кино (один Голливуд чего стоит), театры, музеи, музыкальные группы и вообще искусство – есть и процветают. И при этом Спилберг, Лукас и Тарантино не стоят в очереди за бюджетным финансированием. И группа Rammstein не выпрашивает гранты на запись очередного альбома.

"Для меня министерство культуры – это как кот Шредингера: он то ли есть, то ли его нет. Если минкульт исчезнет, я этого не замечу. За всю свою жизнь я с этой структурой не сталкивался. Лично знал некоторых министров – до того, как они становились министрами. Затем наше общение как-то прекращалось", – признается в разговоре с "Апострофом" режиссер Семен Горов.

Но, по его мнению, если уж министерство культуры есть, то пускай остается. Только во время войны оно должно заниматься полезной деятельностью. Например, работать над возвращением в Украину похищенных россиянами на временно оккупированных территориях культурных ценностей. Активно привлекая к этому процессу мировые структуры в области культуры, а также правительства.

"Министерство культуры пусть будет, но его нужно коренным образом реформировать, до фундамента. Но это после нашей победы – сейчас пока в этом плане не до реформ. А во время войны для Минкульта важно создавать условия для организации культурных мероприятий за рубежом, чтобы рассказывать об Украине – и о нашей истории, и о современной войне. Необходимо также фиксировать наши потери в сфере культурного наследия и, по возможности, минимизировать разрушение поврежденных памятников. Важно не потерять наших украинских художников и креативные индустрии", – говорит "Апострофу" директор Харьковского литературного музея Татьяна Пилипчук.

Культурное оружие

К сожалению, в области креатива мы сейчас проигрываем врагу на культурно-информационном фронте. Вот, например, в августе в россии в массовый прокат выходит фильм "Свидетель" о Буче, который снят по заказу Кремля за государственный счет. Ориентирован на западную аудиторию, с английскими титрами. Можно только представить, как в фильме будут преподнесены трагические события марта прошлого года.

А украинский фильм "Буча" пока только в производстве. Его готовят к Берлинскому международному кинофестивалю, который пройдет в феврале 2024 года. И государство, к сожалению, к съемкам не имеет никакого отношения – это спонсорский проект. Казалось бы, Александр Ткаченко большую часть своей карьеры посвятил кинематографу, 400 млн грн. хотел выделить на сериалы… Но – нет.

"Мы воюем в так называемой метавойне, которая происходит в период мощного и неконтролируемого развития информационного пространства. Символы, нарративы, эмоции и, самое главное, внимание людей из других стран – очень важное оружие. Кое-где даже более ценное, чем танки и ПВО. Именно внимание к нам и нашей трагедии сможет побуждать мировых политиков принимать те решения, которые помогут нам выстоять. Для того, чтобы генерировать внимание к себе – нужен коммуникационный культурный продукт. Не только новости, но и фильмы, картины, песни, книги. Это тоже оружие. Однако, работая над созданием и применением такого оружия, важно убедиться, чтобы оно не стреляло холостыми патронами, или не попадало постоянно в "молоко", – говорит "Апострофу" основатель Института постинформационного общества, бывший заместитель министра информационной политики Украины Дмитрий Золотухин.

К сожалению, вот уже полтора года Минкульт в основном стреляет в "молоко". Замена советского герба на тризуб на монументе "Родина-мать" – дело, конечно, важное. Но оно может немного и подождать.

"Государство сейчас должно снимать патриотические фильмы и сериалы. Ну я не знаю… Илья Муромец, Котигорошко, создать какого-то супер-героя современной войны. Необходимо создавать позитивные мифы. Именно позитивные. Нам не нужны сейчас драматические фильмы, без хэппи-энда, типа "Киборгов". При этом желательно средства использовать не бюджетные. А для этого министром культуры должен стать успешный продюсер, менеджер, который умеет искать деньги. Как не парадоксально, тут идеальная кандидатура – Владимир Зеленский. Или Роднянский, при котором созданный им же канал "1+1" был прибыльным", – говорит "Апострофу" кинокритик Николай Милиневский.

А после победы, по его мнению, Министерство культуры должно сосредоточиться на поддержке некоммерческой, неприбыльной культуры. "Те же музыкальные школы, например. Вообще Минкульт должен создать духовный стержень, вокруг которого сплотится общество. А кино как-то само разберется. Голливуд, наверное, и стал Голливудом потому, что рассчитывал только на себя и на здоровую конкуренцию", – считает кинокритик.

Что касается работы министерства в области информационной политики во время войны, то, по мнению политолога, кандидата наук государственного управления Юрия Гаврилечко, должны быть созданы служба государственной пропаганды и агентство государственной информации, и заниматься они должны каждый своим делом.

"Служба – мотивировать граждан, дегуманизировать врага, обосновывать решения власти, проводить контрпропагандистскую работу, выстраивать имидж государства за рубежом с позиции получения бонусов и преференций в международной политике. Агентство – служить единым центром официальной информации. Чтобы ни один министр или еще какой чиновник и не пикнули ни по какому поводу без ценных указаний и тезисов от агентства", – считает политолог.

Но, по его убеждению, после победы служба и агентство должны быть расформированы, люди, в них работающие, не имели бы право дальше занимать должности в госструктурах и органах местного самоуправления ("У них уже будет профессиональная деформация"), а Минкульт должен будет заниматься финансированием государственных музеев и заботиться о состоянии памятников архитектуры.

Но для этого, конечно, Министерство культуры должно быть в первую очередь реформировано. Ведь по структуре и задачам оно сейчас мало чем отличается от Минкульта советских времен.

Теги за темою
війна відставка реформа
Джерело матеріала
loader
loader