Куда исчезает масло? Всё о масложоре двигателя
Куда исчезает масло? Всё о масложоре двигателя

Куда исчезает масло? Всё о масложоре двигателя

Может ли исправный двигатель страдать повышенным масляным аппетитом? Да запросто!.

Авторы Михаил Колодочкин и Алексей Ревин.

Чем современнее автомобиль, тем реже нужно лазить под капот – разве что омывайку долить.

Однако бывают и конфузы: до планового ТО далеко, а масло в новеньком моторе уже куда-то пропало.

Это как? Ведь исправные автомобили прежних эпох вообще не требовали долива масла между сменами!.

Неисправности, приводящие к масложору, мы рассматривали неоднократно.

Сейчас интереснее другое: может ли исправный современный мотор нуждаться в частых масляных дозаправках?.

Немножко теории.

Двигатель внутреннего сгорания обязан потреблять какое-то количество масла.

Основная статья расхода – угар в цилиндрах.

При движении поршня от верхней мертвой точки вниз на стенке цилиндра всегда остаeтся масляная пленка, которая испаряется под воздействием горящей рабочей смеси.

Расход на угар может составлять до 80% от общих потерь смазки.

Ещё часть масла выносится с картерными газами через систему вентиляции картера, попадает на впуск и сгорает в цилиндрах.

Маслоотражательные колпачки тоже ведут себя неидеально, поэтому добавляется расход на смазку клапанов.

В двигателях с турбонаддувом существуют утечки через уплотнения вала, соединяющего рабочие колёса ­турбокомпрессора.

Если мотор новый, ему необходима обкатка – даже если рекламных дел мастера утверждают обратное.

Изначально поверхности колец и цилиндров имеют шероховатость в несколько микрометров, а потому работают в режиме приграничного трения вместо гидродинамического.

Приработка обычно снижает шероховатость примерно на порядок, а заканчивается она у всех по-разному: у кого-то через десяток тысяч километров пробега, у кого-то раньше.

Это определяется режимами эксплуатации машины, погодными условиями, стилем езды и другими факторами.

Повышенный расход масла при обкатке – явление нормальное.

А причины потребления масла уже обкатанным мотором можно разделить на три основные группы.

Особенности конструкции.

Самым яростным нападкам подвергаются немецкие машины, способные кушать масло слишком интенсивно.

К примеру, Volkswagen Touareg прошлого поколения, согласно инструкции, имеет право потреблять литр на пару тысяч километров.

Чем больше дренажных отверстий в канавке под маслосъемное кольцо, тем лучше отвод масла.

Даунсайзинг современных моторов ведет к миниатюризации всех его элементов.

Маленькие поршни и тонкие поршневые кольца снижают трение.

А чтобы миниатюрные поршни сохраняли прочность, иногда экономят на сквозных дренажных отверстиях в зоне работы маслосъемного кольца.

На одних поршнях их восемь, на других – лишь четыре.

А на старых моторах для дренажа вообще были прорези-окна! Малое количество таких отверстий ухудшает отвод масла, которое, в итоге, сгорает.

А то, что осталось у кольца – закоксовывает его, лишая подвижности и герметичности.

Сечение отверстий для отвода масла в самих кольцах тоже порой недостаточное.

Маслу остаётся один путь – в цилиндр.

Другое следствие даунсайзинга – наличие компрессора наддува, а то и двух.

Они увеличивают нагрузки на «железо» двигателя, да и сами тоже нуждаются в смазке.

На расход масла влияет соотношение объема мотора и массы автомобиля.

Чем слабее двигатель, тем сильнее его приходится нагружать, выкручивать – и тем выше расход масла.

Особенности эксплуатации.

Чем выше скорость, тем быстрее «шевелятся» поршни в цилиндрах, тем больше масла уходит на угар.

В прямом смысле слова подливает масла в огонь и повышенная нагрузка на автомобиль: перевозка тяжелых грузов, буксировка прицепа, езда по бездорожью, горам и так далее.

Горные дороги – вообще отдельный разговор.

На крутых поворотах и уклонах коленчатый вал порой входит в контакт с маслом, «взбивая» его и дополнительно нагружая систему вентиляции картера масляными брызгами.

То же явление может вызвать агрессивная езда.

В обоих случаях масложор будет сильнее, если уровень масла близок к максимуму.

В жаркую погоду потребление масла возрастает, поскольку его вязкость падает.

Любопытно, что расход может увеличиться и в сильный мороз: для быстрого разогрева каталитического нейтрализатора контроллер фактически начинает лить топливо в камеру сгорания, что приводит к разжижению смазки в поддоне.

Автомобили с механической коробкой передач могут просить более частой доливки масла из-за того, что водитель неоптимально выбирает моменты переключения передач.

Забитый воздушный фильтр вызывает рост разрежения, что сбивает настройки вентиляции картера.

Общее правило: любой автомобиль с пробегом, даже будучи технически исправным, кушает масла больше, чем такой же новый.

Неправильное обслуживание.

Главный упор – собственно на моторное масло.

Его повышенный расход может быть вызван тем, что владелец машины в погоне за экономичностью или за модой залил в мотор масло типа 0W‑20, хотя инструкция такого не рекомендовала.

Оно будет вести себя как водичка, а потому закончится довольно быстро.

Другой вариант – затягивание с заменой старого масла.

Мол, мотор работает – и ладно.

Можно попасть и на «левое» масло с непредсказуемыми характеристиками.

Апогеем неправильного обслуживания является неплотно затянутый масляный фильтр и пробка слива масла, из-под которых масло может утекать на дорогу.

ЗА РУЛЕМ №11 2020.

Джерело матеріала
loader
loader