Может ли исправный двигатель страдать повышенным масляным аппетитом? Да запросто!.
Авторы Михаил Колодочкин и Алексей Ревин.
Чем современнее автомобиль, тем реже нужно лазить под капот – разве что омывайку долить.
Однако бывают и конфузы: до планового ТО далеко, а масло в новеньком моторе уже куда-то пропало.
Это как? Ведь исправные автомобили прежних эпох вообще не требовали долива масла между сменами!.
Неисправности, приводящие к масложору, мы рассматривали неоднократно.
Сейчас интереснее другое: может ли исправный современный мотор нуждаться в частых масляных дозаправках?.
Немножко теории.
Двигатель внутреннего сгорания обязан потреблять какое-то количество масла.
Основная статья расхода – угар в цилиндрах.
При движении поршня от верхней мертвой точки вниз на стенке цилиндра всегда остаeтся масляная пленка, которая испаряется под воздействием горящей рабочей смеси.
Расход на угар может составлять до 80% от общих потерь смазки.
Ещё часть масла выносится с картерными газами через систему вентиляции картера, попадает на впуск и сгорает в цилиндрах.
Маслоотражательные колпачки тоже ведут себя неидеально, поэтому добавляется расход на смазку клапанов.
В двигателях с турбонаддувом существуют утечки через уплотнения вала, соединяющего рабочие колёса турбокомпрессора.
Если мотор новый, ему необходима обкатка – даже если рекламных дел мастера утверждают обратное.
Изначально поверхности колец и цилиндров имеют шероховатость в несколько микрометров, а потому работают в режиме приграничного трения вместо гидродинамического.
Приработка обычно снижает шероховатость примерно на порядок, а заканчивается она у всех по-разному: у кого-то через десяток тысяч километров пробега, у кого-то раньше.
Это определяется режимами эксплуатации машины, погодными условиями, стилем езды и другими факторами.
Повышенный расход масла при обкатке – явление нормальное.
А причины потребления масла уже обкатанным мотором можно разделить на три основные группы.
Особенности конструкции.
Самым яростным нападкам подвергаются немецкие машины, способные кушать масло слишком интенсивно.
К примеру, Volkswagen Touareg прошлого поколения, согласно инструкции, имеет право потреблять литр на пару тысяч километров.
Чем больше дренажных отверстий в канавке под маслосъемное кольцо, тем лучше отвод масла.
Даунсайзинг современных моторов ведет к миниатюризации всех его элементов.
Маленькие поршни и тонкие поршневые кольца снижают трение.
А чтобы миниатюрные поршни сохраняли прочность, иногда экономят на сквозных дренажных отверстиях в зоне работы маслосъемного кольца.
На одних поршнях их восемь, на других – лишь четыре.
А на старых моторах для дренажа вообще были прорези-окна! Малое количество таких отверстий ухудшает отвод масла, которое, в итоге, сгорает.
А то, что осталось у кольца – закоксовывает его, лишая подвижности и герметичности.
Сечение отверстий для отвода масла в самих кольцах тоже порой недостаточное.
Маслу остаётся один путь – в цилиндр.
Другое следствие даунсайзинга – наличие компрессора наддува, а то и двух.
Они увеличивают нагрузки на «железо» двигателя, да и сами тоже нуждаются в смазке.
На расход масла влияет соотношение объема мотора и массы автомобиля.
Чем слабее двигатель, тем сильнее его приходится нагружать, выкручивать – и тем выше расход масла.
Особенности эксплуатации.
Чем выше скорость, тем быстрее «шевелятся» поршни в цилиндрах, тем больше масла уходит на угар.
В прямом смысле слова подливает масла в огонь и повышенная нагрузка на автомобиль: перевозка тяжелых грузов, буксировка прицепа, езда по бездорожью, горам и так далее.
Горные дороги – вообще отдельный разговор.
На крутых поворотах и уклонах коленчатый вал порой входит в контакт с маслом, «взбивая» его и дополнительно нагружая систему вентиляции картера масляными брызгами.
То же явление может вызвать агрессивная езда.
В обоих случаях масложор будет сильнее, если уровень масла близок к максимуму.
В жаркую погоду потребление масла возрастает, поскольку его вязкость падает.
Любопытно, что расход может увеличиться и в сильный мороз: для быстрого разогрева каталитического нейтрализатора контроллер фактически начинает лить топливо в камеру сгорания, что приводит к разжижению смазки в поддоне.
Автомобили с механической коробкой передач могут просить более частой доливки масла из-за того, что водитель неоптимально выбирает моменты переключения передач.
Забитый воздушный фильтр вызывает рост разрежения, что сбивает настройки вентиляции картера.
Общее правило: любой автомобиль с пробегом, даже будучи технически исправным, кушает масла больше, чем такой же новый.
Неправильное обслуживание.
Главный упор – собственно на моторное масло.
Его повышенный расход может быть вызван тем, что владелец машины в погоне за экономичностью или за модой залил в мотор масло типа 0W‑20, хотя инструкция такого не рекомендовала.
Оно будет вести себя как водичка, а потому закончится довольно быстро.
Другой вариант – затягивание с заменой старого масла.
Мол, мотор работает – и ладно.
Можно попасть и на «левое» масло с непредсказуемыми характеристиками.
Апогеем неправильного обслуживания является неплотно затянутый масляный фильтр и пробка слива масла, из-под которых масло может утекать на дорогу.
ЗА РУЛЕМ №11 2020.