Почему не стоит «забивать» на математику в школе. Объяснение психолога
Почему не стоит «забивать» на математику в школе. Объяснение психолога

Почему не стоит «забивать» на математику в школе. Объяснение психолога

Почему не стоит «забивать» на математику в школе. Объяснение психолога

Наблюдая дискуссию об актуальности изучения математики, заметил одно ложное представление, что математика не нужна людям творческих профессий. На самом деле это не так. Если мы говорим об обучении детей в школе, то на первом плане должна быть не практичность знаний, а фокус на развитии ребенка. И в первую очередь на развитии мозга ребенка. На эту тему очень советую прочитать книжку «Как мы учимся» Станисласа Деана.

Детский и подростковый возраст — это сенситивный период для формирования мозга. Сенситивность в этом контексте означает наличие определенного временного окна возможностей для развития тех или иных способностей и навыков. Если в этот период не дать ребенку нужную нагрузку на мозг, возможность будет утрачена, и наверстать ее во взрослом возрасте будет крайне сложно. Ведь этот некий дефицит уже станет частью характера, психики и самовосприятия. Пропущенный или преждевременно прерванный период оптимальной стимуляции может привести к тому, что некоторые когнитивные функции не достигнут своего полного потенциала. Такие последствия может быть сложно или даже невозможно полностью компенсировать на более поздних этапах жизни.

Например, начальная школа и начало средней — чрезвычайно важный период для развития способностей, которые формируются через письмо рукой. Это развитие мелкой моторики и координации, скорейшее овладение чтением, лучшее усвоение и запоминание материала, повышение нейропластичности, влияние на абстрактное и образное мышления, лучшая способность формулировать и высказывать свое мнение и многое другое.

Сенситивный период для математики длиннее и продолжается примерно до 16 лет. Именно поэтому идея «забить» на математику в школе, а потом в авральном режиме готовиться к НМТ запрограммирована на провал, потому что ценное время уже потеряно.

Так в чем важность математики?

  1. Математика активизирует нейропластичность, приводит к структурным изменениям в мозге, наблюдается увеличение плотности серого вещества в участках, критически важных для числовых операций, таких как внутритеменная борозда.
  2. Математика создает условия для развития префронтальной коры, отвечающей за планирование, принятие решений, рабочую память (способность удерживать и манипулировать информацией в краткосрочной перспективе), торможение нерелевантной информации, мониторинг ошибок и критическое мышление.
  3. Прекращение изучения математики в подростковом возрасте (в частности, после 16 лет) ассоциируется со снижением уровня гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК) в префронтальной коре. ГАМК — основной тормозной нейромедиатор в мозге взрослых, играет критически важную роль в процессах нейропластичности, обучения, планирования, принятия решений и формирования памяти.
  4. Изучение математики формирует навык решения проблем, системный подход: тщательно анализировать заданные условия, разбивать сложные задачи на меньшие, более управляемые этапы, выявлять скрытые закономерности и строить логически обоснованные заключения.
  5. Математика готовит детей к эффективному выполнению незнакомых заданий, развивая гибкость мышления и способность адаптироваться к новым вызовам.
  6. Математика является самым лучшим инструментом для развития логического мышления. Решение математических задач неизбежно требует от детей применения логики, анализа предоставленной информации, поиска взаимосвязей между разными элементами задачи и оценки полученных результатов. Это воплощение порядка и четкой логики.
  7. Благодаря математике дети учатся устанавливать причинно-следственные связи, грамотно, четко и последовательно формулировать свои мысли, делать правильные и обоснованные логические выводы. Аналитическое мышление, которое оттачивается во время работы с математическими структурами, позволяет раскладывать сложные явления на более простые компоненты, понимать их внутреннее строение и принципы функционирования.
  8. Критическое мышление развивается из-за постоянной необходимости анализировать условия задачи, выдвигать и проверять гипотезы, оценивать достоверность информации и обосновывать свои решения, не принимая ничего на веру без соответственных доказательств. Это формирует навык глубоко осмысливать информацию и скептически относиться к поверхностным утверждениям.
  9. Решение математических задач, особенно сложных и многоэтапных, требует длительной и устойчивой концентрации внимания, а также способности не отвлекаться на посторонние факторы и мысли. Эта способность сосредотачиваться чрезвычайно важна для успеха не только в математике, но и в любой интеллектуальной деятельности.
  10. Математика по своей сути наука абстрактная. Она приучает оперировать символами, абстрактными понятиями и структурами, которые не всегда непосредственно отображаются в конкретных объектах реального мира. Это развивает способность абстрактно мыслить, обобщать математический материал, отделять форму от содержания и оперировать формальными логическими конструкциями. Изучение геометрии как неотъемлемой части математики особенно способствует развитию пространственного мышления и воображения, то есть способности представлять и манипулировать объектами в трехмерном пространстве.
  11. Математика помогает в изучении гуманитарных дисциплин, развивая мышление, воображение, тренируя память и способность структурировать большие объемы информации, что важно, например, при работе с текстами или историческими данными. Навыки логического анализа, обобщения, поиска закономерностей и установления причинно-следственных связей, которые оттачиваются на математических задачах, чрезвычайно полезны для глубокого понимания литературных произведений, исторических процессов и социальных явлений.
  12. Геометрические формы, понятие пропорции (включая знаменитое золотое сечение), симметрия, перспектива — все это математические концепции, которые являются фундаментальными для композиции, гармонии и эстетики в живописи, скульптуре, графике и архитектуре.
  13. Существует глубокая и давняя связь между математикой и музыкой, известная еще со времен Пифагора. Теория музыки активно использует математические понятия для описания и анализа гармонии, ритма, темпа и структуры музыкальных произведений. Высота звука описывается частотой колебаний, длительность нот имеет четкие математические соотношения, музыкальный размер определяет количество долей в такте, а аккорды строятся на основе определенных интервальных соотношений.
  14. Исследования показывают, что существует положительная корреляция между уровнем математического образования и уровнем дохода. Чем выше уровень математических курсов, которые ученик успешно окончил, тем больше вероятность получить высшее образование и соответственно более высокий заработок в будущем. Даже, если учесть другие факторы, такие как общая успеваемость или количество пройденных курсов по другим предметам, углубленное изучение математики (например алгебры, геометрии, математического анализа) демонстрирует более сильную связь с будущими заработками.

Конечно, написанное выше не означает, что другие предметы не нужны или не важны. Такую же статью можно написать чуть ли не о каждом предмете, который изучают в школе, включая гуманитарные предметы и физическое воспитание.

Важно давать нашим детям комплексное образование, которое будет развивать их мозг, а не концентрироваться на чем-то одном. И математика в школе — не столько о синусах и их практическом применении, сколько о том, как эти условные синусы влияют на развитие детей.

Источник материала
loader
loader