Возможно повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки будет иметь крайне негативные последствия для добывающей промышленности и в целом для обороноспособности Украины. Поэтому вместо очередного повышения тарифов, Укрзализныця должна принять неотложные меры по сокращению и оптимизации расходов.
Об этом говорится в письме Ассоциации добывающих предприятий (НАГПУ) к премьер-министру Денису Шмыгалю, которое есть в распоряжении редакции Интерфакс Украина.
«Добытчики и промышленники полезных ископаемых понесли едва ли не самые большие потери из-за войны: огромное количество горных объектов, ГОКов, ГМК оказались если не под оккупацией, то под регулярными обстрелами. Около 40% добывающих предприятий прекратили свою работу в результате боевых действий. Металлургическая промышленность вообще безвозвратно потеряла минимум 40% мощностей», — напомнили в Ассоциации.
Там отметили, что в такой ситуации каждая дополнительная финансовая нагрузка на предприятия, особенно в части дополнительных логистических затрат, может иметь катастрофические последствия.
«В то же время, с открытием морских портов, наблюдается ощутимое оживление в железнодорожных грузоперевозках. В первом полугодии 2024 года «Укрзализныця» получила доходы от грузовых перевозок на уровне 43 млрд. грн. (+17% к предыдущему году) и +3.1 млрд. грн. прибыли. Недопустимо вместо повышения эффективности железнодорожной монополии бесконтрольно и бесконечно расширять базу расходов и раздувать себестоимость, систематически загоняя стратегическое предприятие в убытки», — отметили в НАГПУ.
В Ассоциации отметили, что рентабельность грузовых перевозок в 2023 году составила +27%, а от пассажирских ожидается убыток в 20 млрд грн. Но компания до сих пор не имеет конкретных планов по оптимизации затрат, повышению производительности труда предприятия и дальнейшему развитию грузовой базы.
«Грузы сбегают с железной дороги из-за высоких тарифов на автомобильные дороги, и у руководства существует единый план действий на этот случай – повышать тарифы тем грузам, которые пока остались. Но поднятие железнодорожных тарифов сведет на нет рекордные перевозки сырьевых грузов и оставит «Укрзалізницю» без дополнительных поступлений», — говорят в НАГПУ.
Сейчас тарифы «Укрзализныци» в долларах США в среднем в 1,5 раза выше довоенных времен. Отдельные предприятия уже не могут работать безубыточно и поэтому снижают производственные показатели, а значит «Укрзалізниця» недополучает доходы от перевозок, отметили в Ассоциации. Между тем, в странах ЕС внедряются тарифные стимулы, направленные на поддержку перевозок по железной дороге.
«В Украине внедрение подобных стимулов также могло бы стать эффективным инструментом поддержки отечественного бизнеса и укрепления экономики. От этого выигрывает государственный бюджет и стабильность национальной валюты. Поэтому призываем предоставить поручение АО «Укрзализныця» принять меры, направленные на сокращение расходов и снижение тарифов на грузовые перевозки за счет увеличения объемов грузовых перевозок. Мы уверены, что этот шаг будет способствовать восстановлению экономического потенциала страны и укреплению обороноспособности страны», — резюмировали в НАГПУ.