Возможно повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки будет иметь крайне негативные последствия для добывающей промышленности и в целом для обороноспособности Украины. Поэтому вместо очередного повышения тарифов, Укрзализныця должна принять неотложные меры по сокращению и оптимизации расходов.
Об этом говорится в письме Ассоциации добывающих предприятий (НАГПУ) к премьер-министру Денису Шмыгалю, которое есть в распоряжении редакции "Апострофа".
"Добытчики и промышленники полезных ископаемых понесли едва ли не самые большие потери из-за войны: огромное количество горных объектов, ГОКов, ГМК оказались если не под оккупацией, то под регулярными обстрелами. Около 40% добывающих предприятий прекратили свою работу в результате боевых действий. Металлургическая промышленность вообще безвозвратно потеряла минимум 40% мощностей", - напомнили в Ассоциации.
Там отметили, что в такой ситуации дополнительная финансовая нагрузка на предприятия, особенно в части дополнительных логистических затрат, может иметь катастрофические последствия.
"В то же время, с открытием морских портов, наблюдается ощутимое оживление в железнодорожных грузоперевозках. В первом полугодии 2024 года "Укрзализныця" получила доходы от грузовых перевозок на уровне 43 млрд. грн. (+17% к предыдущему году), и +3.1 млрд. прибыли. Недопустимо вместо повышения эффективности железнодорожной монополии бесконтрольно и бесконечно расширять базу расходов и раздувать себестоимость, систематически загоняя стратегическое предприятие в убытки", - подчеркнули в НАГПУ.
В Ассоциации отметили, что рентабельность грузовых перевозок в 2023 году составила +27%, а от пассажирских ожидается убыток в 20 млрд грн. Но компания до сих пор не имеет конкретных планов по оптимизации затрат, повышению производительности труда предприятия и дальнейшему развитию грузовой базы.
"Грузы убегают с железной дороги из-за высоких тарифов на автомобильные дороги, и у руководства есть один план действий на этот случай – повышать тарифы тем грузам, которые пока остались. Но поднятие железнодорожных тарифов сведет на нет рекордные перевозки сырьевых грузов и оставит "Укрзализныцю" без дополнительных" поступлений", - говорят в НАГПУ.
Сейчас тарифы "Укрзализныци" в долларах США в среднем в 1,5 раза выше довоенных времен. Отдельные предприятия уже не могут работать безубыточно и поэтому снижают производственные показатели, а значит "Укрзализныця" недополучает доходы от перевозок, отметили в Ассоциации. Между тем, в странах ЕС внедряются тарифные стимулы, направленные на поддержку перевозок по железной дороге.
"В Украине введение подобных стимулов также могло бы стать эффективным инструментом для поддержки отечественного бизнеса и укрепления экономики. От этого выигрывает государственный бюджет и стабильность национальной валюты. Поэтому призываем предоставить поручение АО "Укрзализныця" принять меры, направленные на сокращение расходов и снижение тарифов на грузоперевозки за счет увеличения объемов грузовых перевозок. Мы уверены, что этот шаг будет способствовать восстановлению экономического потенциала страны и укреплению ее обороноспособности", - резюмировали в НАГПУ.