Как передает Укринформ, об этом говорится в исследовании экспертов программы «U-LEAD с Европой» на портале "Децентрализация".
В предложенном исследовании освещены основные аспекты, характеризующие сферу государственных и местных финансов Украины, а также сделана попытка комплексно оценить ущерб, обусловленный пандемией коронавируса.
"Публичные финансы стали одной из тех сфер, которые больше всего ощутили влияние пандемии, а экономика Украины, как и мировая в целом, претерпела значительные экономические потери", - говорится в исследовании.
По итогам проведенной работы эксперты «U-LEAD с Европой» сделали выводы, что государственные финансы Украины не в достаточной мере отреагировали на вызовы, связанные с COVID-19 в течение 2020 года. Кроме того, значительная часть средств Фонда борьбы с COVID-19 была направлена на расходы, не связанные с мероприятиями борьбы с коронавирусом: в частности, на строительство и ремонт дорог потрачено 25,7 млрд грн, или 38,7% от общей суммы расходов фонда.
Отмечается также, что за счет средств местных бюджетов 10,3 млрд грн было потрачено на мероприятия, непосредственно связанные с пандемией коронавируса, что составляет 2,1% от их объема расходов.
В исследовании отмечается, что местными советами почти не принимались отдельные (специальные) целевые программы, направленные на финансирование мероприятий, связанных с противодействием распространению COVID-19. Финансирование таких расходов (в частности, приобретение средств защиты и дезинфицирующих средств, медикаментов и т.д.), в основном осуществлялось за счет средств, предусмотренных на выполнение соответствующих бюджетных или целевых программ. В отдельных случаях происходило увеличение их финансирования.
Для эффективного реагирования на пандемию COVID-19, по выводам экспертов, имело место переформатирование деятельности медицинских учреждений без задействования значительных дополнительных финансовых ресурсов. Осуществлялось перераспределение имеющихся человеческих и материальных ресурсов: разворачивались дополнительные койки для больных коронавирусом за счет уменьшения их количества в других подразделениях медицинских учреждений; для лечения и ухода за больными привлекался медицинский персонал из других подразделений больниц.
Несмотря на все имеющиеся вызовы, связанные с уменьшением источников поступлений местных бюджетов, изначально утвержденные планы доходов местных бюджетов были выполнены на 105,3%, собственные доходы общего фонда - на 99,0%. Этот факт существенно отличен от мировой практики выполнения местных доходов в 2020 году, в частности, в странах, основными поступлениями местных бюджетов которых являются налоги на доходы (а не на собственность), где, соответственно, наблюдалось снижение доходов.
"Причину того, что, несмотря на значительное снижение поступлений от НДФЛ, налога на землю и единого налога в течение года, изначально утвержденные планы доходов были выполнены, мы видим в особенностях планирования местных бюджетов. Вследствие отсутствия достаточной информационной базы для планирования доходов, системных методологических подходов, постоянных изменений в бюджетном и налоговом законодательстве у органов местного самоуправления (ОМС) сформировалась склонность к занижению прогнозных показателей доходов местных бюджетов", - говорится в исследовании.
Здесь отмечается, что по сравнению с 2019 годом поступления в общий фонд местных бюджетов выросли на 5,4%, в том числе поступления НДФЛ - на 7,4%. Рост поступлений обусловлен следующими факторами: среднегодовая минимальная заработная плата в 2020 году увеличилась на 642,3 грн, или на 15,4% (с 4173 грн в 2019 году до 4815,3 грн в 2020 г.); рост среднемесячной заработной платы с 10497 грн в 2019 г. до 11591 грн в 2020 г. (+10,4%), что несколько скомпенсировало потери от снижения количества занятого населения на 663 тыс. человек (16578,3 тыс. человек в 2019 г. до 15915,3 тыс. человек в 2020 г.). В целом уровень роста поступлений за 2020 год (5,4%) почти равен уровню инфляции (5,0%).
Оценочные потери собственных доходов общего фонда местных бюджетов в 2020 году в результате пандемии составили 28,3 млрд грн, в том числе: по бюджетам ОТГ - 5,4 млрд грн; по областным бюджетам - 3,8 млрд грн, по бюджетам городов областного значения - 9,8 млрд грн, по бюджетам районов - 4,1 млрд грн, уточнили эксперты.
Кроме того, вследствие принятия Закона № 553 от 29.05.2020 г. и освобождения плательщиков от платы за землю (земельного налога и арендной платы) и налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, расчетные потери местных бюджетов составили 6,4 млрд грн (по плате за землю - 5,4 млрд грн, по налогу на недвижимое имущество - 1 млрд грн) без соответствующей компенсации государством.
К тому же, ввиду существенного снижения поступлений и необходимости выполнения социальных обязательств, существенно возросла доля расходов общего фонда местных бюджетов на оплату труда, а именно: в 2020 году она составила 57,4%, что на 17,2% больше, чем в 2019 году. Расходы на зарплату, проведенные с ОТГ в 2020 году, составили 70,1% от расходов общего фонда, тогда как в 2019 году - 62,7%.
Еще одним аспектом, характеризующим сферу государственных и местных финансов Украины, является то, что в 2020 году значительно увеличилось количество громад, в которых доля расходов на заработную плату занимает более 70% объема расходов общего фонда. В 2020 году из 872 ОТГ у 709 (81,3% от общего количества ОТГ) доля расходов на оплату труда составляла от 70 до 90% от объема расходов общего фонда, в 2019 году из 806 ОТГ таких громад было 538 (66,7% от общего количества ОТГ).
В исследовании также отмечается, что запланированный в начале года объем субвенций из государственного бюджета местным бюджетам почти не изменился на протяжении 2020 года (план - 138,3 млрд грн, фактическое выполнение - 138,6 млрд грн). То есть из государственного бюджета дополнительно не выделялись средства местным бюджетам на борьбу с COVID-19, финансирование расходов осуществлялось за счет перераспределения общей суммы средств, которая была запланирована во время принятия Государственного бюджета на 2020 год. При утверждении госбюджета предусматривалось предоставление местным бюджетам 32 видов субвенций, фактически были перечислены 53 вида субвенций. За счет перераспределения между видами трансфертов были увеличены на 1,9 млрд грн расходы на строительство и содержание автомобильных дорог, а также расходы на здравоохранение на 5,5 млрд грн. Объем целевых средств на расходы, связанные с борьбой с COVID-19, составил 2,9 млрд грн.
Программа для Украины по расширению прав и возможностей на местном уровне, подотчетности и развитию «U-LEAD с Европой» совместно финансируется ЕС и его государствами-членами Германией, Польшей, Швецией, Данией, Эстонией и Словенией для поддержки Украины на пути к укреплению местного самоуправления. U-LEAD способствует прозрачному, подотчетному и многоуровневому управлению в Украине, которое соответствует потребностям граждан и расширяет возможности громад.