В Украине повышают налоги: насколько беднее мы станем/Налог на зарплаты будет 23%
В Украине повышают налоги: насколько беднее мы станем/Налог на зарплаты будет 23%

В Украине повышают налоги: насколько беднее мы станем/Налог на зарплаты будет 23%

Уже в октябре в Украине могут существенно вырасти налоги, которые необходимы для финансирования армии. "Апостроф" разбирался, как это налоговое повышение отразится на зарплатах украинцев.

Верховная Рада готовится рассмотреть во втором и окончательном чтении законопроект о повышении налогов. Не исключено, что документ будет вынесен на голосование в сессионный зал уже на следующей неделе. Власть объясняет такой непопулярный шаг необходимостью обеспечить дополнительные доходы бюджета, чтобы финансировать войну против российского агрессора.

Даже если парламент примет закон, условно, до 10 октября, пройдет еще какое-то время, прежде чем он вступит в силу – сначала его должен будет подписать президент, а затем его текст появится в официальной печати, и лишь на следующий день после этого документ, собственно, и станет законом.

В любом случае, он не вступит, а, точнее, уже не вступил в силу с 1 октября, как это планировалось изначально.

Однако, как утверждает первый заместитель главы комитета Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Ярослав Железняк, фактически, закон, или, по крайней мере, какие-то его положения, вступят в силу задним числом.

Дискуссии в Раде по этому поводу продолжаются, и, скорее всего, все станет ясно лишь после того, как нардепы проголосуют за него в сессионном зале.

Налоговые консультанты, с которыми поговорил "Апостроф", признаются, что пока не понимают, как новая система будет действовать в октябре. По состоянию на начало этого месяца, они рекомендовали своим клиентам платить налоги по старой модели.

Зарплата та же - денег меньше

Новый закон предусматривает повышение различных налогов и сборов, как для бизнеса, так и для населения, но мы рассмотрим подробнее, как оно скажется на зарплатах наемных работников.

Формально налог на доходы физических лиц (НДФЛ) не изменится и останется на уровне 18%. Однако повысится – и это уже практически решенный вопрос – военный сбор. Он увеличится с нынешних 1,5% до 5%. Таким образом, с зарплат теперь будут удерживаться (НДФЛ + военный сбор) не 19,5%, а 23%.

То есть налог на зарплаты вырастет сразу на 3,5%. И, соответственно, на такой же процент станет меньше сама зарплата "чистыми".

Например, если у человека зарплата 10 тысяч гривен, после вступления закона в силу на руки он будет получать 7700 гривен вместо 8050 гривен. Если размер зарплаты ("грязными") 20 тысяч – соответственно, - 15,4 тысячи вместо 16,1 тысячи, если 30 тысяч23,1 тысячи вместо 24,15 тысячи, и так далее.

Если норма о повышении военного сбора все же вступит в силу с 1 октября, украинцы, получающие зарплату, обеднеют уже в этом месяце. Если увеличение налоговой нагрузки перенесется на ноябрь, то, соответственно, сокращение доходов граждан также произойдет в ноябре. Ну, а если вступление в силу этой нормы отложат на 2025 год (во что верится слабо), урезанные зарплаты украинцы получат уже в январе.

Повышение военного сбора ощутят на себе, в первую очередь, бюджетники, ведь их зарплаты выплачиваются "в белую". Насколько они обеднеют, описано выше, и очевидно, что речь идет о потерях до одной тысячи гривен, а иногда и больше.

Многие частные компании также платят зарплаты абсолютно легально, а потому и их сотрудники станут несколько беднее в результате повышения военного сбора.

Однако немало работодателей используют "серую" схему, когда официально платится (с зачислением на банковскую карту) лишь минимальная зарплата, а остальное выдается в конверте. Сотрудники таких компаний также ощутят снижение доходов. "Минималка" на сегодня составляет 8000 гривен, поэтому, если сейчас "чистыми" с нее выходит 6440 гривен, то после повышения военного сбора будет уже 6160 гривен. Разница невелика – всего 280 гривен, но все же. Возможно, работодатели решат компенсировать такую потерю за счет увеличения "конвертной" части зарплаты, но это уже будет решаться на индивидуальном уровне. В любом случае, описанная выше схема оптимизации налогов, независимо от ставки военного сбора, является противозаконной.

При этом в Украине есть люди, которые действительно получают минимальную зарплату без всяких дополнительных "конвертов", и для них, безусловно, грядущее налоговое повышение будет весьма болезненным.

Налоги на войну

Согласно данным статистики, зарплаты в Украине продолжают расти. Связано это не с какими-то экономическими успехами страны, которые вряд ли возможны в условиях войны, а с нехваткой трудовых ресурсов – из-за мобилизации и, пусть и временной, эмиграции значительной части трудоспособного населения.

Поэтому будем надеяться, что многим украинцам повышение военного сбора компенсируют увеличением зарплат. Сложнее всего будет бюджетникам – как известно, в 2025 году правительство не планирует увеличивать размер минимальной зарплаты, к которой привязаны выплаты работникам бюджетной сферы, соответственно, им вряд ли стоит ждать роста зарплат.

В принципе, во время войны дискуссии о повышении доходов населения выглядят несколько неуместно, ведь мировой опыт красноречиво говорит о том, что войны всегда несут с собой горести и лишения. Так, кстати, было и в Украине, по крайней мере, в 2022 году, когда потребительские цены резко выросли, а ассортимент магазинов существенно обеднел. Многие люди, в первую очередь, в прифронтовой зоне, остались без работы, а, значит, и без средств к существованию.

Впоследствии как бизнес, так и население в целом, адаптировались к условиям военного времени, насколько это вообще возможно, и сейчас власти всячески поощряют деловую активность в стране, которая приносит доходы в бюджет в виде налогов и сборов.

А внутренние доходы нашего бюджета, напомним, используются для финансирования армии, поскольку, по согласованию с союзниками, на нее не могут направляться средства их финансовой помощи.

Таким образом, повышение налогов во время войны выглядит как вполне оправданная мера (например, в США во время Второй мировой войны налоги доходили до 90%).

Хотели как лучше...

Другое дело, какие налоги повышать.

В мае этого года, когда тема увеличения налогов только появилась в публичной плоскости, обсуждалась возможность повышения налога на добавленную стоимость (НДС) с нынешних 20% до 22-23%. Однако позже власти отказались от это идеи, что, по мнению многих экспертов, было большой ошибкой, о чем также писал "Апостроф".

Суть в том, что НДС взимается со всех товаров и услуг, которые продаются в стране, в связи с чем от его уплаты практически невозможно уклониться. Да, товары и услуги в случае поднятия ставки НДС подорожали бы – на те же 2-3% (и то необязательно, так как бизнес в отдельных случаях мог бы найти способы этого не делать за счет оптимизации расходов и снижения прибыли).

Но зато бюджет стал бы регулярно получать бОльшие доходы, которые бы работали на нашу победу.

По данным Ярослава Железняка, в 2025 году 1% НДС принесет бюджету 45,6 миллиарда гривен, 1% военного сбора, соответственно, - 30,7 миллиарда гривен. Как видим, разница в полтора раза.

Как было замечено выше, НДС платят все, а военный сбор – только те, кто работает, причем легально. И можно даже не сомневаться, что те, кто получает зарплату по "серой" схеме, не захочет выходить на "светлую" сторону, руководствуясь принципом "зачем платить больше?". Более того, некоторые работники, разумеется, по согласованию со своими работодателями, уйдут полностью в "тень" (эта схема уже используется теми, кто уклоняется от мобилизации).

Таким образом, повышение военного сбора, возможно, принесет бюджету меньше средств, чем ожидают власти. А, значит, у страны будет меньше денег для финансирования армии.

Единственное, что можно добавить к о всему этому со знаком "плюс", это то, что повышение военного сбора, когда бы оно ни произошло, и в каком размере, не повлияет на наших Защитников и Защитниц – ведь они освобождены от его уплаты.

Теги за темою
війна Бюджет Зарплата податки
Джерело матеріала
loader
loader