Нарциссизм и агрессия: психологические проблемы героинь сказок, на которых мы выросли
Нарциссизм и агрессия: психологические проблемы героинь сказок, на которых мы выросли

Нарциссизм и агрессия: психологические проблемы героинь сказок, на которых мы выросли

Кадр из фильма «Золушка»

Что это за отклонения и почему мы раньше о них даже не задумывались, расскажет сказкотерапевт и клинический психолог Дарья Живина.


Испокон веков сказки были первичным инструментом психологической помощи. Именно они помогали расслабляться или познавать мир, через них дети постигали азы жизни, понимали что есть добро и зло, учились анализировать, отличать правду от лжи.

Но зачастую сказки не так безобидны, как может показаться на первый взгляд. Бывало ли у вас такое, что история очень нравилась вам, но отталкивала сестру или подругу? Или в играх вы предпочитали быть «злой мачехой», а не «Золшукой»?

Это связано с тем, что перенос сказочного сюжета на игру был не просто детской фантазией, а неосознанным выбором или своеобразным ключом к разгадке судьбы. В таком подходе нет мистики, поскольку сказка отражает определенный жизненный сценарий, который мы невольно перенимаем и плавно приносим в свою жизнь.

И пусть в сказаниях задумано наилучшим образом, наше подсознание находит порой совершенно иной подтекст. Можно много говорить о плюсах сказок и их героев, но куда интереснее понять, не зеркалим ли мы в своей жизни проблемы и травмы любимых героев.

Ведь их истории — это ребус нашего поведения и жизненного сценария, разгадав который мы становимся на шаг ближе к счастливому финалу.

Золушка — безвольная «удобная» простушка с магическим мышлением, ожидающая спасителя

Кадр из фильма «Золушка»

Золушка — любимая героиня большинства девочек. Вариаций этой сказки существует великое множество. От исконной, но малоизвестной народной версии до современных прочтений. И все же, классикой остается история, изложенная Шарлем Перро.

Казалось бы, что там может быть страшного? Скромная милая девушка много трудится, ежедневно сталкиваясь с несправедливым отношением злобной мачехи и сводных сестер, но в итоге получает заслуженное внимание и выходит замуж за принца.

На самом же деле психологических проблем у героини было предостаточно, да настолько, что появился так называемый «синдром Золушки».

Начнем с того, что Золушка безропотно повиновалась жестоким родственницам, чтобы они с ней ни делали, и потакала всем их капризам. При малейшей благосклонности в свой адрес она с большим рвением жертвовала собой, своим временем и личным пространством в угоду другим.

Она смиренно сносила тяготы жизни, не предпринимая ничего, чтобы исправить ситуацию. А это говорит о ее физическом и моральном истощении и удручающем одиночестве. Неудивительно, что Золушка жила постоянным ожиданием чуда. В сказке ее ждал счастливый финал, но в жизни дела обстоят иначе. Человек с позицией жертвы годами ищет спасения и жертвует собой, в надежде, что его полюбят, а другие этим пользуются.

Женщины-Золушки зачастую не хотят брать ответственность за свою судьбу, принимать решения и действовать. Ведь куда проще надеяться, что все решиться само, словно по мановению волшебной палочки, или найдется человек, готовый взять за них ответственность, опекать и защищать (читайте также: «В ожидании принца: почему мы избегаем реальных отношений»).

Опасность такого отношения к жизни кроется в том, что дама прозябает в одиночестве, бесцельно растрачивая годы юности. Либо «прекрасный принц» все же возникает на горизонте, только вместо светлого будущего он ведет возлюбленную в зависимые отношения, заставляя ее растворяться в партнере и отдавать всю себя целиком.

В итоге «Золушка» лишается личного времени, пространства, интересов и самоуважения. И порой, даже понимая, что проблема есть и ее нужно решать, вместо активных действий надеется на чудо, позволяя своему магическому мышлению доминировать над разумом и рациональным поведением.

Русалочка — избыточное самопожертвование

Кадр из фильма «Русалочка»

Всего два слова, но как много страшного кроется в них. И если сказка закончилась хорошо — Ариэль отдала всего лишь голос в обмен на ноги и помимо ног получила возможность быть с любимым (которого знала лишь пару минут , что тоже немаловажно), то в реальной жизни все гораздно страшнее.

Давайте разбираться, с чего вдруг девушки решаются приносить такие жертвы у и по каким признакам можно распознать в себе дочь морского царя.

Русалочка была самой младшей (и к, сожалению, не самой любимой) дочерью в большой семье. Она рано лишилась матери, а потому, скорее всего не успела получить от нее достаточной любви и ласки. Такое нарушение диады между родительницей и дитем напрямую ведет не только в психологическим травмам, но порой к задержке общего развития ребенка. Что, собственно и случилось с нашей героиней — для 15-летней девушки серена была слишком впечатлительной, беспечной, наивной и инфантильной.

В реальной жизни мама «русалочки» может вполне себе оставаться живой и здоровой, но при этом ведет себя холодно и отстраненно. Отец же позиционируется словно царь: он обычно настолько занят личными делами, что ему не до детей. Да, он готов закрывать их базовые потребности и давать защиту, но вместо того, чтобы объяснять им, как жить эту жизнь, запрещает все, что по его мнению может представлять потенциальную опасность. И больше всего ограничений, естественно, достается младшей дочери, как самой уязвимой и маленькой (читайте также: «Как отношения с отцом влияют на ваши отношения с мужчиной»).

В семье реальной «русалочки» царит холод, но при этом ей непременно надо соответствовать высоким стандартам, до которых не дотянешься, как ни старайся (идеала-то не бывает). И в итоге у девушки возникает позиция «я не вписываюсь в семью» и «меня не любят такой какая я есть, нужно задушить себя настоящую, чтобы соответствовать».

На фоне таких мыслей развивается аутоагрессия (ненависть к себе), человек замыкается и становится равнодушным ко всему вокруг. Однако психика не безгранична в своем терпении и сама начинает искать выход, чтобы получить эмоциональную разгрузку. Сказочная Русалочка нашла решение такого конфликта в фантазиях о мире людей, где она будет счастлива и сможет реализовать. Поэтому принца она не любила, а лишь видела в нем проводника в желанный мир и отчаянно за это цеплялась.

В момент, когда принц тонул и его необходимо было спасти, фантазия Русалочки дорисовала то, чего по сути и не было — невероятной силы чувство любви к потенциальному спасителю. Ариэль стала частью классической схемы «Жертва-Спасатель-Агрессор». Ради призрачной надежды на счастье она отдала лучшее, что имела, ведь для жертвы нет ничего прекраснее страданий ради благородной цели.

И если нам может показаться, что хотя бы принц был влюблен в ундину, то и это не так. Юноша лишь грезил тем, чтобы найти ту, что спасла его, а безголосая русалочка стала для него удобным приложением — молчаливым, никогда не спорящим и искренне верящим во взаимность.

Женщина-русалочка не та, кто любит и страдает. Она просто любит страдать. Такие девушки в реальной жизни невольно обрекают себя на отношения без будущего и навязываются мужчине, с которым шанс на нормальные отношения ничтожно мал. Но если возможность все же реализуется, любовь быстро исчезает: страдание заканчивается, а значит жертвой быть больше нельзя и круг замыкается.

Злая мачеха Белоснежки — нарцисс с заниженной самооценкой и хрупким эго

Кадр из фильма «Белоснежка. Страшная сказка»

Вроде бы отрицательные персонажи все эти мачехи из разных сказок. Но разбирая их травмы, стоит отметить, что ни один человек рождается сразу злодеем. На разных этапах жизни с каждой неприятной героиней происходило нечто, что в итоге превращало ее в антигероя.

Так и мачеху Белоснежки характеризует сразу несколько вещей. Во-первых, у нее напрочь отсутствует живое принятие. Злая королева — женщина, которой необходимо соответствовать мифическим эталонам, ожиданиям, и не только относительно поступков, уровня воспитания и жизни в целом, но и внешне.

Не исключено, что в юности такая дама была гадким утенком, который приложил слишком много усилий, чтобы вырасти прекрасным лебедем, пусть и черным. Жажда превосходства и желание быть лучшей во всем, привели к тому, что женщина уже не помнит себя настоящей. Или травмы юности настолько болезненны, что давно стали слабым местом, нуждающееся в сокрытии любой ценой, ведь у истинных королев не бывает слабостей.

Если говорить профессиональным языком, под личиной злой мачехи мы видим обладательницу глубинного нарциссического комплекса, живущего принципу «я есть лишь тогда, когда мной восхищаются».

Во-вторых, мачеха могла быть той, с кем конкурировала ее родная мать. Постоянное женское соперничество взрастило в девочке ревнивицу, не готовую делить своего мужчину ни с кем, даже его наследницей. Паталогически ревнивые женщины воспринимаю любую представительницу прекрасного пола как конкурентку. Именно отсюда возникает их стремление всегда оставаться молодой, красивой и… конкурентноспособной. В реальности такие «мачехи» панически бояться стареть и всеми силами унижают юных соперниц.

Находясь в отношениях, они стремятся занимать собой все время и мысли партнера, хотя сами при этом могут вести себя весьма ветрено. Такие закатывают сцены ревности с битьем посуды, а потом неприкрыто флиртуют с чужим мужчиной в разы младше себя, доказывая себе и окружающим, что они еще свежи и прекрасны (читайте также: «Печальный сигнал: 4 детские травмы, которые мешают вам найти любовь — они точно есть у вас»).

Алиса — синдром дереализации и совокупность дезориентирующих неврологических симптомов

Кадр из фильма «Алиса в стране чудес»

Мечтательная девочка, случайно оказавшаяся в загадочной стране нравится многим. Она не просто побывала в недоступном для обывателя зазеркалье и обрела там множество новых друзей, но фактически спасла целый сказочный мир. На деле же Алиса заблудилась в собственных фантазиях, уходя от гнетущей реальности и одиночества, а затем и вовсе утратила способность отличать правду от вымысла, воспринимая всё за чистую монету.

К сожалению, в самых запущенных случаях в реальной жизни у некоторых людей действительно наблюдается синдром дереализации, так похожий на мир Алисы. Подобные диагнозы — серьезная патология, которую не стоит романтизировать. Она требует лечения и работы со специалистами, а не идеализации.

Однако некоторая потеря связи с реальностью может наблюдаться и у психически здоровых людей. Ее причиной могут стать комплексы или травмы, заставляющие «сбегать» в мир иллюзий, где можно просто существовать, а не решать проблемы.

Такие «Алисы» живут мечтами и постоянными ожиданиями. Они излишне мечтательны и по большей части страдают синдромом «отложенной жизни» — им все кажется, что вот-вот произойдет нечто важное и можно будет вдохнуть полной грудью и, наконец, зажить. Однако все остается на своих местах и «алисы» отчаянно ждут отпусков, предложения руки и сердца, Нового года или повышения, но чуда не случается (читайте также: «Что такое синдром отложенной жизни, и почему лучшее время — сейчас»).


Помимо героинь, о которых мы написали выше, есть еще очень много принцесс, на которых не стоит равняться.

Мулан не просто так притворялась мужчиной и спасала Китай, Мерида не от хорошей жизни превратила маму в медведя, а Рапунцель — сбежала из дома с первым встречным разбойником.

Сказки ؙ— мощнейший инструмент. Они не только дарят нам чудеса в обычной жизни и открывают полет фантазии, но и помогают увидеть искаженные и болезненные сценарии, нуждающиеся в терапии.

Поэтому, наслаждаясь историями, не забывайте отличать выдумку от реальности и не бойтесь обращаться за помощью, если обнаружите у себя тревожные симптомы. Тогда вас точно ждет заветное: «И жили они долго и счастливо».

Нарциссизм и агрессия: психологические проблемы героинь сказок, на которых мы выросли - Фото 1Нарциссизм и агрессия: психологические проблемы героинь сказок, на которых мы выросли - Фото 2
Дарья Живина

Клинический психолог, нейропсихолог, специалист по краткосрочным методам психотерапии, сказкотерапевт, руководитель семейного клуба психологии и развития «Древо».

Личный сайт

Фото: кадры из фильмов

Джерело матеріала
loader
loader