Что это за отклонения и почему мы раньше о них даже не задумывались, расскажет сказкотерапевт и клинический психолог Дарья Живина.
Испокон веков сказки были первичным инструментом психологической помощи. Именно они помогали расслабляться или познавать мир, через них дети постигали азы жизни, понимали что есть добро и зло, учились анализировать, отличать правду от лжи.
Но зачастую сказки не так безобидны, как может показаться на первый взгляд. Бывало ли у вас такое, что история очень нравилась вам, но отталкивала сестру или подругу? Или в играх вы предпочитали быть «злой мачехой», а не «Золшукой»?
Это связано с тем, что перенос сказочного сюжета на игру был не просто детской фантазией, а неосознанным выбором или своеобразным ключом к разгадке судьбы. В таком подходе нет мистики, поскольку сказка отражает определенный жизненный сценарий, который мы невольно перенимаем и плавно приносим в свою жизнь.
И пусть в сказаниях задумано наилучшим образом, наше подсознание находит порой совершенно иной подтекст. Можно много говорить о плюсах сказок и их героев, но куда интереснее понять, не зеркалим ли мы в своей жизни проблемы и травмы любимых героев.
Ведь их истории — это ребус нашего поведения и жизненного сценария, разгадав который мы становимся на шаг ближе к счастливому финалу.
Золушка — безвольная «удобная» простушка с магическим мышлением, ожидающая спасителя
Золушка — любимая героиня большинства девочек. Вариаций этой сказки существует великое множество. От исконной, но малоизвестной народной версии до современных прочтений. И все же, классикой остается история, изложенная Шарлем Перро.
Казалось бы, что там может быть страшного? Скромная милая девушка много трудится, ежедневно сталкиваясь с несправедливым отношением злобной мачехи и сводных сестер, но в итоге получает заслуженное внимание и выходит замуж за принца.
На самом же деле психологических проблем у героини было предостаточно, да настолько, что появился так называемый «синдром Золушки».
Начнем с того, что Золушка безропотно повиновалась жестоким родственницам, чтобы они с ней ни делали, и потакала всем их капризам. При малейшей благосклонности в свой адрес она с большим рвением жертвовала собой, своим временем и личным пространством в угоду другим.
Она смиренно сносила тяготы жизни, не предпринимая ничего, чтобы исправить ситуацию. А это говорит о ее физическом и моральном истощении и удручающем одиночестве. Неудивительно, что Золушка жила постоянным ожиданием чуда. В сказке ее ждал счастливый финал, но в жизни дела обстоят иначе. Человек с позицией жертвы годами ищет спасения и жертвует собой, в надежде, что его полюбят, а другие этим пользуются.
Женщины-Золушки зачастую не хотят брать ответственность за свою судьбу, принимать решения и действовать. Ведь куда проще надеяться, что все решиться само, словно по мановению волшебной палочки, или найдется человек, готовый взять за них ответственность, опекать и защищать (читайте также: «В ожидании принца: почему мы избегаем реальных отношений»).
Опасность такого отношения к жизни кроется в том, что дама прозябает в одиночестве, бесцельно растрачивая годы юности. Либо «прекрасный принц» все же возникает на горизонте, только вместо светлого будущего он ведет возлюбленную в зависимые отношения, заставляя ее растворяться в партнере и отдавать всю себя целиком.
В итоге «Золушка» лишается личного времени, пространства, интересов и самоуважения. И порой, даже понимая, что проблема есть и ее нужно решать, вместо активных действий надеется на чудо, позволяя своему магическому мышлению доминировать над разумом и рациональным поведением.
Русалочка — избыточное самопожертвование
Всего два слова, но как много страшного кроется в них. И если сказка закончилась хорошо — Ариэль отдала всего лишь голос в обмен на ноги и помимо ног получила возможность быть с любимым (которого знала лишь пару минут , что тоже немаловажно), то в реальной жизни все гораздно страшнее.
Давайте разбираться, с чего вдруг девушки решаются приносить такие жертвы у и по каким признакам можно распознать в себе дочь морского царя.
Русалочка была самой младшей (и к, сожалению, не самой любимой) дочерью в большой семье. Она рано лишилась матери, а потому, скорее всего не успела получить от нее достаточной любви и ласки. Такое нарушение диады между родительницей и дитем напрямую ведет не только в психологическим травмам, но порой к задержке общего развития ребенка. Что, собственно и случилось с нашей героиней — для 15-летней девушки серена была слишком впечатлительной, беспечной, наивной и инфантильной.
В реальной жизни мама «русалочки» может вполне себе оставаться живой и здоровой, но при этом ведет себя холодно и отстраненно. Отец же позиционируется словно царь: он обычно настолько занят личными делами, что ему не до детей. Да, он готов закрывать их базовые потребности и давать защиту, но вместо того, чтобы объяснять им, как жить эту жизнь, запрещает все, что по его мнению может представлять потенциальную опасность. И больше всего ограничений, естественно, достается младшей дочери, как самой уязвимой и маленькой (читайте также: «Как отношения с отцом влияют на ваши отношения с мужчиной»).
В семье реальной «русалочки» царит холод, но при этом ей непременно надо соответствовать высоким стандартам, до которых не дотянешься, как ни старайся (идеала-то не бывает). И в итоге у девушки возникает позиция «я не вписываюсь в семью» и «меня не любят такой какая я есть, нужно задушить себя настоящую, чтобы соответствовать».
На фоне таких мыслей развивается аутоагрессия (ненависть к себе), человек замыкается и становится равнодушным ко всему вокруг. Однако психика не безгранична в своем терпении и сама начинает искать выход, чтобы получить эмоциональную разгрузку. Сказочная Русалочка нашла решение такого конфликта в фантазиях о мире людей, где она будет счастлива и сможет реализовать. Поэтому принца она не любила, а лишь видела в нем проводника в желанный мир и отчаянно за это цеплялась.
В момент, когда принц тонул и его необходимо было спасти, фантазия Русалочки дорисовала то, чего по сути и не было — невероятной силы чувство любви к потенциальному спасителю. Ариэль стала частью классической схемы «Жертва-Спасатель-Агрессор». Ради призрачной надежды на счастье она отдала лучшее, что имела, ведь для жертвы нет ничего прекраснее страданий ради благородной цели.
И если нам может показаться, что хотя бы принц был влюблен в ундину, то и это не так. Юноша лишь грезил тем, чтобы найти ту, что спасла его, а безголосая русалочка стала для него удобным приложением — молчаливым, никогда не спорящим и искренне верящим во взаимность.
Женщина-русалочка не та, кто любит и страдает. Она просто любит страдать. Такие девушки в реальной жизни невольно обрекают себя на отношения без будущего и навязываются мужчине, с которым шанс на нормальные отношения ничтожно мал. Но если возможность все же реализуется, любовь быстро исчезает: страдание заканчивается, а значит жертвой быть больше нельзя и круг замыкается.
Злая мачеха Белоснежки — нарцисс с заниженной самооценкой и хрупким эго
Вроде бы отрицательные персонажи все эти мачехи из разных сказок. Но разбирая их травмы, стоит отметить, что ни один человек рождается сразу злодеем. На разных этапах жизни с каждой неприятной героиней происходило нечто, что в итоге превращало ее в антигероя.
Так и мачеху Белоснежки характеризует сразу несколько вещей. Во-первых, у нее напрочь отсутствует живое принятие. Злая королева — женщина, которой необходимо соответствовать мифическим эталонам, ожиданиям, и не только относительно поступков, уровня воспитания и жизни в целом, но и внешне.
Не исключено, что в юности такая дама была гадким утенком, который приложил слишком много усилий, чтобы вырасти прекрасным лебедем, пусть и черным. Жажда превосходства и желание быть лучшей во всем, привели к тому, что женщина уже не помнит себя настоящей. Или травмы юности настолько болезненны, что давно стали слабым местом, нуждающееся в сокрытии любой ценой, ведь у истинных королев не бывает слабостей.
Если говорить профессиональным языком, под личиной злой мачехи мы видим обладательницу глубинного нарциссического комплекса, живущего принципу «я есть лишь тогда, когда мной восхищаются».
Во-вторых, мачеха могла быть той, с кем конкурировала ее родная мать. Постоянное женское соперничество взрастило в девочке ревнивицу, не готовую делить своего мужчину ни с кем, даже его наследницей. Паталогически ревнивые женщины воспринимаю любую представительницу прекрасного пола как конкурентку. Именно отсюда возникает их стремление всегда оставаться молодой, красивой и… конкурентноспособной. В реальности такие «мачехи» панически бояться стареть и всеми силами унижают юных соперниц.
Находясь в отношениях, они стремятся занимать собой все время и мысли партнера, хотя сами при этом могут вести себя весьма ветрено. Такие закатывают сцены ревности с битьем посуды, а потом неприкрыто флиртуют с чужим мужчиной в разы младше себя, доказывая себе и окружающим, что они еще свежи и прекрасны (читайте также: «Печальный сигнал: 4 детские травмы, которые мешают вам найти любовь — они точно есть у вас»).
Алиса — синдром дереализации и совокупность дезориентирующих неврологических симптомов
Мечтательная девочка, случайно оказавшаяся в загадочной стране нравится многим. Она не просто побывала в недоступном для обывателя зазеркалье и обрела там множество новых друзей, но фактически спасла целый сказочный мир. На деле же Алиса заблудилась в собственных фантазиях, уходя от гнетущей реальности и одиночества, а затем и вовсе утратила способность отличать правду от вымысла, воспринимая всё за чистую монету.
К сожалению, в самых запущенных случаях в реальной жизни у некоторых людей действительно наблюдается синдром дереализации, так похожий на мир Алисы. Подобные диагнозы — серьезная патология, которую не стоит романтизировать. Она требует лечения и работы со специалистами, а не идеализации.
Однако некоторая потеря связи с реальностью может наблюдаться и у психически здоровых людей. Ее причиной могут стать комплексы или травмы, заставляющие «сбегать» в мир иллюзий, где можно просто существовать, а не решать проблемы.
Такие «Алисы» живут мечтами и постоянными ожиданиями. Они излишне мечтательны и по большей части страдают синдромом «отложенной жизни» — им все кажется, что вот-вот произойдет нечто важное и можно будет вдохнуть полной грудью и, наконец, зажить. Однако все остается на своих местах и «алисы» отчаянно ждут отпусков, предложения руки и сердца, Нового года или повышения, но чуда не случается (читайте также: «Что такое синдром отложенной жизни, и почему лучшее время — сейчас»).
Помимо героинь, о которых мы написали выше, есть еще очень много принцесс, на которых не стоит равняться.
Мулан не просто так притворялась мужчиной и спасала Китай, Мерида не от хорошей жизни превратила маму в медведя, а Рапунцель — сбежала из дома с первым встречным разбойником.
Сказки ؙ— мощнейший инструмент. Они не только дарят нам чудеса в обычной жизни и открывают полет фантазии, но и помогают увидеть искаженные и болезненные сценарии, нуждающиеся в терапии.
Поэтому, наслаждаясь историями, не забывайте отличать выдумку от реальности и не бойтесь обращаться за помощью, если обнаружите у себя тревожные симптомы. Тогда вас точно ждет заветное: «И жили они долго и счастливо».
Клинический психолог, нейропсихолог, специалист по краткосрочным методам психотерапии, сказкотерапевт, руководитель семейного клуба психологии и развития «Древо».
Личный сайтФото: кадры из фильмов