За первую четверть XXI столетия мировой кинематограф подарил нам множество глубоких и интересных картин, заставивших нас переосмыслить жизнь. «Вечное сияние чистого разума», «Миллионер из трущоб», «Начало», «1+1», «Она», «Паразиты», «Господин Никто», «Молодость», «Дурак», «Древо жизни», «Зеленая книга», «Загадочная история Бенджамина Баттона», «Бердмэн», «Игры разума» — все эти фильмы посмотрели и полюбили миллионы зрителей по всему миру, а члены киноакадемии номинировали их на самые престижные награды.
Однако за последние годы вышли и другие достойные картины, которые, к сожалению, не получили той широкой известности, которой действительно заслуживали.
5 хороших фильмов для думающих людей, которые вы могли пропустить:
«Голгофа» (2013)
Фильм о о поиске надежды и смысла просыпаться по утрам в мире, где господствует несправедливость.
Пастор Джеймс живет в провинциальной ирландской деревушке. Прихожан у его церкви немного, поэтому священнослужитель знаком с каждым из них лично. Он всегда готов выслушать тех, кто к нему обращается, вникнуть в проблему и помочь, чем сможет. Именно поэтому кажется, что Джеймса любят все, и у него не может быть врагов. Но однажды его мирный быт нарушает мужчина, пришедший на исповедь и поведавший о том, что его детство было разрушено священником-педофилом. Он признается, что долгое время вынашивал план мести, но узнав о смерти своего обидчика, решил сделать своей новой жертвой… пастора Джеймса.
Свое решение мужчина аргументирует тем, что на гибель плохого священника никто не обратит внимания, а вот убийство хорошего может заставить общество задуматься. Дата, время и место расплаты назначены — теперь у пастора Джеймса есть неделя на то, чтобы завершить дела и подготовиться к неизбежному.
Фильм «Голгофа» насыщен евангельскими отсылками (даже второстепенных персонажей в фильме 12 — столько же, сколько было учеников у Христа, принесшего себя в жертву за грехи других людей). Однако это вовсе не высокопарный и проповедческий артхаус, а динамичная и даже несколько циничная работа режиссера Мартина Джона Макдона, сочетающая в себе элементы черной комедии, глубокой философской драмы и качественного детектива с непредсказуемым финалом. Ну и, конечно же, особого упоминания заслуживает блестящая актерская игра Брендана Глисона — одного из самых талантливых ирландцев нашего времени.
- Глаза не верят: 10 актеров и актрис, которые могут сыграть кого угодно
«Пробуждение жизни» (2001)
Фильм-альманах мыслей для дальнейших дискуссий, каждая из которых способна длиться невозможно долго.
Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера «Пробуждение жизни» — пожалуй, самое необычное киноисследование на тему сновидений. Главный герой фильма получает странное предсказание от своей подруги детства, а затем — много лет спустя — попадает в аварию. Однако открыв глаза, он понимает, что в реальности никакой трагедии не случилось. Это был лишь сон. С этого момента он пытается разобраться в том, где же пролегает та самая грань, отделяющая мир грез от нашего материального мира.
Слушая лекции об Аристотеле и Ницше, исследуя опыт фанатов осознанных сновидений и общаясь с эксцентричными персонажами с удивительными судьбами, главный герой узнает много нового. Но его озарения — лишь иллюзия того, что он приближается к истине. На самом деле, с каждым новым витком сюжета он лишь сильнее запутывается, окончательно теряя контроль над ситуацией. И как же теперь узнать, спит он или нет? А если спит, то как уже в конце концов проснуться?
Для создания визуального ряда режиссер принял решение сначала отснять кадры с живыми актерами, а затем превратить все смонтированные эпизоды в компьютерную анимацию с частотой 12 кадров в секунду. Благодаря этому появился как будто бы эффект настоящего сновидения — не всегда идеально четкого, несколько «подтормаживающего» и случайно фокусирующего на отдельных предметах и лицах, при этом погружающего зрителей в поистине медитативное, практически гипнотическое состояние.
«Это всего лишь конец света» (2016)
Фильм об апокалипсисе, который никто не замечает, и об одиночестве, которое особенно болезненно ощущается в окружении самых близких людей.
Успешный писатель Луи возвращается домой, чтобы сообщить семье ужасную новость: он смертельно болен. Родные, которые не видели главного героя целых 12 лет, удивлены и взволнованы его неожиданным визитом. Они суетятся, пытаются создать атмосферу праздника воссоединения семьи, в то время как Луи чувствует себя лишь декорацией для происходящего вокруг. Кажется, что никто вокруг не замечает, что главного героя терзают внутренние переживания. Он никому по-настоящему не интересен. Лишь жена брата видит, что с Луи что-то не так. Но сделать ничего не может. Она такая же “чужая” в этой семье, как и Луи.
Поэтому главный герой все больше молчит, позволяя близким людям сначала завуалированно, а потом и вполне явно заваливать себя накопившимися претензиями и обидами. Что же произойдет, когда эмоциональное напряжение достигнет своего пика? Сумеет ли Луи найти подходящий момент для того, чтобы сказать те печальные слова, ради которых он вернулся домой? И изменится ли что-то, когда его семья узнает правду?
Режиссером картины «Это всего лишь конец света» выступил канадец Ксавье Долан, которого признали «киновундеркиндом», когда его первый фильм забрал сразу три награды в Каннах. На тот момент дебютанту было всего 20 лет. С тех пор он снял немало громких картин и поработал с целой плеядой знаменитых актеров. Так, в «Это всего лишь конец света» появились Венсан Кассель, Леа Сейду и Марион Котийяр. Главную роль в фильме исполнил Гаспар Ульель — талантливый французский актер, который трагически погиб в 2022 году.
«Банши Инишерина» (2022)
Фильм о том, как неготовность простить «инаковость» другого и его право на свое мнение разрушает самые крепкие отношения. И мир вокруг.
Допустим, у вас есть лучший друг. Вы знаете друг друга уже много лет, ежедневно проводите время вместе и можете разговаривать о чем угодно. Но в один прекрасный день вы заходите в гости к своему другу, а он… сидит в кресле, курит и не обращает на вас абсолютно никакого внимания. Потом вы пересекаетесь в пабе, и он откровенно говорит, что вы ему больше не нравитесь, поэтому он больше не будет с вами общаться. А если вы еще раз заговорите с ним, то он отрежет свой палец. Он серьезно? Да что с ним не так? Или что с вами не так? Разве вообще так можно поступать? Но сколько бы вы не задавали ему вопросов, он просто молчит.
В центре фильма «Банши Инишерина» оказывается именно такой странный и болезненный конфликт двух закадычных друзей, воплощенных на экране Колином Фарреллом и Бренданом Глисоном, под руководством брата Мартина Джона Макдона — режиссера Мартина Макдона.
Впрочем, тема картины гораздо шире. Главные герои живут на небольшом острове, расположенном рядом с основной территорией Ирландии. Отсюда хорошо слышны отзвуки Гражданской войны — крики, выстрелы и взрывы. Местные жители так привыкли к ним, что практически не обращают на них внимания. И вот, на фоне войны Ирландии за независимость от Великобритании разворачивается уже личная борьба одного ирландца за свою свободу и право выбора.
Помимо этого, фильм «Банши Инишерина» заставит вас задуматься о том, как рождается дружба, и как она умирает; почему так сложно расставаться с людьми, общение с которыми исчерпало себя; и что все-таки лучше: заработать репутацию хорошего парня или написать песню, которую запомнят с XVII или XVIII века…
- 10 сериалов, которые заставят вас полюбить Туманный Альбион еще сильнее
«Идеальные дни» (2023)
Фильм о том, почему простой уборщик городских туалетов может быть гораздо счастливее вас, и чему вам у него стоит поучиться.
И, наконец, «Идеальные дни» — самый легкий и вдохновляющий фильм из нашей подборки умного кино, вышедшего в XXI веке. Центральным персонажем картины является пожилой мужчина по имени Хираяма, который любит слушать старые кассеты и фотографировать на пленочный Olympus деревья в парке. Вся жизнь японца аскетична и структурирована: он встает рано утром, поливает домашние растения и отправляется на работу, а по вечерам ходит в общественную баню и в одно и то же дешевое кафе. На следующий день все повторяется вновь. Дни складываются в недели, недели — в года.
И это все? Ради чего вообще живет Хираяма? И главное, почему он выглядит счастливым, влача такое посредственное и скучное существование? В этом зрителям, пожалуй, придется разбираться до самого конца этой кинокартины. Чем больше будет раскрываться характер главного героя при встречах с трудностями и при взаимодействии с другими персонажами, тем отчетливее вы будете понимать, как же устроен его внутренний мир.
Возможно, открыв для себя секрет счастья Хираямы, вы сможете посмотреть на свою жизнь иным взглядом.
Фото: кадры из фильмов