Для думающих людей: 5 малоизвестных, но важных фильмов, которые откроют вам глаза на мир
Для думающих людей: 5 малоизвестных, но важных фильмов, которые откроют вам глаза на мир

Для думающих людей: 5 малоизвестных, но важных фильмов, которые откроют вам глаза на мир

«Голгофа»

За первую четверть XXI столетия мировой кинематограф подарил нам множество глубоких и интересных картин, заставивших нас переосмыслить жизнь. «Вечное сияние чистого разума», «Миллионер из трущоб», «Начало», «1+1», «Она», «Паразиты», «Господин Никто», «Молодость», «Дурак», «Древо жизни», «Зеленая книга», «Загадочная история Бенджамина Баттона», «Бердмэн», «Игры разума» — все эти фильмы посмотрели и полюбили миллионы зрителей по всему миру, а члены киноакадемии номинировали их на самые престижные награды.

Однако за последние годы вышли и другие достойные картины, которые, к сожалению, не получили той широкой известности, которой действительно заслуживали.

5 хороших фильмов для думающих людей, которые вы могли пропустить:

«Голгофа» (2013)

Фильм о о поиске надежды и смысла просыпаться по утрам в мире, где господствует несправедливость.

Пастор Джеймс живет в провинциальной ирландской деревушке. Прихожан у его церкви немного, поэтому священнослужитель знаком с каждым из них лично. Он всегда готов выслушать тех, кто к нему обращается, вникнуть в проблему и помочь, чем сможет. Именно поэтому кажется, что Джеймса любят все, и у него не может быть врагов. Но однажды его мирный быт нарушает мужчина, пришедший на исповедь и поведавший о том, что его детство было разрушено священником-педофилом. Он признается, что долгое время вынашивал план мести, но узнав о смерти своего обидчика, решил сделать своей новой жертвой… пастора Джеймса.

Свое решение мужчина аргументирует тем, что на гибель плохого священника никто не обратит внимания, а вот убийство хорошего может заставить общество задуматься. Дата, время и место расплаты назначены — теперь у пастора Джеймса есть неделя на то, чтобы завершить дела и подготовиться к неизбежному.

Фильм «Голгофа» насыщен евангельскими отсылками (даже второстепенных персонажей в фильме 12 — столько же, сколько было учеников у Христа, принесшего себя в жертву за грехи других людей). Однако это вовсе не высокопарный и проповедческий артхаус, а динамичная и даже несколько циничная работа режиссера Мартина Джона Макдона, сочетающая в себе элементы черной комедии, глубокой философской драмы и качественного детектива с непредсказуемым финалом. Ну и, конечно же, особого упоминания заслуживает блестящая актерская игра Брендана Глисона — одного из самых талантливых ирландцев нашего времени.

Читайте также
  • Глаза не верят: 10 актеров и актрис, которые могут сыграть кого угодно

«Пробуждение жизни» (2001)

Фильм-альманах мыслей для дальнейших дискуссий, каждая из которых способна длиться невозможно долго.

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера «Пробуждение жизни» — пожалуй, самое необычное киноисследование на тему сновидений. Главный герой фильма получает странное предсказание от своей подруги детства, а затем — много лет спустя — попадает в аварию. Однако открыв глаза, он понимает, что в реальности никакой трагедии не случилось. Это был лишь сон. С этого момента он пытается разобраться в том, где же пролегает та самая грань, отделяющая мир грез от нашего материального мира.

Слушая лекции об Аристотеле и Ницше, исследуя опыт фанатов осознанных сновидений и общаясь с эксцентричными персонажами с удивительными судьбами, главный герой узнает много нового. Но его озарения — лишь иллюзия того, что он приближается к истине. На самом деле, с каждым новым витком сюжета он лишь сильнее запутывается, окончательно теряя контроль над ситуацией. И как же теперь узнать, спит он или нет? А если спит, то как уже в конце концов проснуться?

Для создания визуального ряда режиссер принял решение сначала отснять кадры с живыми актерами, а затем превратить все смонтированные эпизоды в компьютерную анимацию с частотой 12 кадров в секунду. Благодаря этому появился как будто бы эффект настоящего сновидения — не всегда идеально четкого, несколько «подтормаживающего» и случайно фокусирующего на отдельных предметах и лицах, при этом погружающего зрителей в поистине медитативное, практически гипнотическое состояние.

«Это всего лишь конец света» (2016)

Фильм об апокалипсисе, который никто не замечает, и об одиночестве, которое особенно болезненно ощущается в окружении самых близких людей.

Успешный писатель Луи возвращается домой, чтобы сообщить семье ужасную новость: он смертельно болен. Родные, которые не видели главного героя целых 12 лет, удивлены и взволнованы его неожиданным визитом. Они суетятся, пытаются создать атмосферу праздника воссоединения семьи, в то время как Луи чувствует себя лишь декорацией для происходящего вокруг. Кажется, что никто вокруг не замечает, что главного героя терзают внутренние переживания. Он никому по-настоящему не интересен. Лишь жена брата видит, что с Луи что-то не так. Но сделать ничего не может. Она такая же “чужая” в этой семье, как и Луи.

Поэтому главный герой все больше молчит, позволяя близким людям сначала завуалированно, а потом и вполне явно заваливать себя накопившимися претензиями и обидами. Что же произойдет, когда эмоциональное напряжение достигнет своего пика? Сумеет ли Луи найти подходящий момент для того, чтобы сказать те печальные слова, ради которых он вернулся домой? И изменится ли что-то, когда его семья узнает правду?

Режиссером картины «Это всего лишь конец света» выступил канадец Ксавье Долан, которого признали «киновундеркиндом», когда его первый фильм забрал сразу три награды в Каннах. На тот момент дебютанту было всего 20 лет. С тех пор он снял немало громких картин и поработал с целой плеядой знаменитых актеров. Так, в «Это всего лишь конец света» появились Венсан Кассель, Леа Сейду и Марион Котийяр. Главную роль в фильме исполнил Гаспар Ульель — талантливый французский актер, который трагически погиб в 2022 году.

«Банши Инишерина» (2022)

Фильм о том, как неготовность простить «инаковость» другого и его право на свое мнение разрушает самые крепкие отношения. И мир вокруг.

Допустим, у вас есть лучший друг. Вы знаете друг друга уже много лет, ежедневно проводите время вместе и можете разговаривать о чем угодно. Но в один прекрасный день вы заходите в гости к своему другу, а он… сидит в кресле, курит и не обращает на вас абсолютно никакого внимания. Потом вы пересекаетесь в пабе, и он откровенно говорит, что вы ему больше не нравитесь, поэтому он больше не будет с вами общаться. А если вы еще раз заговорите с ним, то он отрежет свой палец. Он серьезно? Да что с ним не так? Или что с вами не так? Разве вообще так можно поступать? Но сколько бы вы не задавали ему вопросов, он просто молчит.

В центре фильма «Банши Инишерина» оказывается именно такой странный и болезненный конфликт двух закадычных друзей, воплощенных на экране Колином Фарреллом и Бренданом Глисоном, под руководством брата Мартина Джона Макдона — режиссера Мартина Макдона.

Впрочем, тема картины гораздо шире. Главные герои живут на небольшом острове, расположенном рядом с основной территорией Ирландии. Отсюда хорошо слышны отзвуки Гражданской войны — крики, выстрелы и взрывы. Местные жители так привыкли к ним, что практически не обращают на них внимания. И вот, на фоне войны Ирландии за независимость от Великобритании разворачивается уже личная борьба одного ирландца за свою свободу и право выбора.

Помимо этого, фильм «Банши Инишерина» заставит вас задуматься о том, как рождается дружба, и как она умирает; почему так сложно расставаться с людьми, общение с которыми исчерпало себя; и что все-таки лучше: заработать репутацию хорошего парня или написать песню, которую запомнят с XVII или XVIII века…

Читайте также
  • 10 сериалов, которые заставят вас полюбить Туманный Альбион еще сильнее

«Идеальные дни» (2023)

Фильм о том, почему простой уборщик городских туалетов может быть гораздо счастливее вас, и чему вам у него стоит поучиться.

И, наконец, «Идеальные дни» — самый легкий и вдохновляющий фильм из нашей подборки умного кино, вышедшего в XXI веке. Центральным персонажем картины является пожилой мужчина по имени Хираяма, который любит слушать старые кассеты и фотографировать на пленочный Olympus деревья в парке. Вся жизнь японца аскетична и структурирована: он встает рано утром, поливает домашние растения и отправляется на работу, а по вечерам ходит в общественную баню и в одно и то же дешевое кафе. На следующий день все повторяется вновь. Дни складываются в недели, недели — в года.

И это все? Ради чего вообще живет Хираяма? И главное, почему он выглядит счастливым, влача такое посредственное и скучное существование? В этом зрителям, пожалуй, придется разбираться до самого конца этой кинокартины. Чем больше будет раскрываться характер главного героя при встречах с трудностями и при взаимодействии с другими персонажами, тем отчетливее вы будете понимать, как же устроен его внутренний мир.

Возможно, открыв для себя секрет счастья Хираямы, вы сможете посмотреть на свою жизнь иным взглядом.

Мария Тюмерина

Фото: кадры из фильмов

Источник материала
loader
loader