Венецианская комиссия приняла заключение о процедуре на должности директоров Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ) и Государственного бюро расследований (ГБР) и увольнения с этих должностей.
В заключении комиссии сообщается, что Конституционный суд Украины (КСУ) по представлению Верховной Рады рассматривает проект изменений в статьи 85 и 106 Конституции о порядке назначения на должность и освобождении от должности директора НАБУ и директора ГБР.
Вопросы, поставленные КСУ перед комиссией, касаются, в частности, совместимости проекта конституционных изменений с принципами, закрепленными в Конституции: принципом разделения власти, сдерживаний и противовесов, демократии и уважения верховенства права.
Венецианская комиссия считает, что предложенные изменения отвечают минимальным требованиям парламентского влияния и контроля над исполнительной властью и не выходят за пределы сфер, отведенных для законодательной, исполнительной или президентской власти.
"С точки зрения верховенства права, проект изменений в Конституцию сформулирован понятным образом, и понятно, что конституционные изменения, в случае их принятия, будут развиты в имплементационном законодательстве по обоим соответствующим институтам.
В таком подзаконном акте Верховная Рада может рассмотреть дальнейшие пути совершенствования процесса назначения обоих директоров на конкурсной основе, чтобы обеспечить справедливый процесс назначения на основе заслуг и гарантировать соответствие конституционным положениям о правах человека, связанным с правом на участие в управлении государственными делами, недискриминацией, равенством и надлежащей правовой процедурой", - говорится в документе.
Комиссия подчеркнула, что окончательное решение о том, создают ли предложенные изменения конфликт с положениями Конституции по правам человека, остается за Конституционным судом.
КСУ интересовался, можно ли парламенту и Конституционному суду продолжать рассмотрение и принятие этих изменений во время режима военного положения в стране.
Венецианская комиссия рассмотрела два альтернативных толкования конституционной нормы, запрещающей внесение поправок в Конституцию во время действия военного положения (статья 157 Конституции), и было отдано предпочтение линии аргументации, что Конституция запрещает лишь окончательное принятие конституционных изменений, а не подготовительные или промежуточные шаги в этом процессе (такие, как получение заключения КСУ).
Венецианская комиссия также отмечает, что окончательный ответ на этот вопрос должен дать КСУ в свете конституционной традиции страны.
Комиссия также отмечает, что заключение КСУ, вынесенное в соответствии со статьей 159 Конституции, обязательно, но не налагает дополнительных обязательств по внесению поправок в Конституцию.
Напомним, Венецианская комиссия опубликовала выводы по законопроекту о реформе КСУ.
Новини від Корреспондент.
net в Telegram.