12 января Высший Антикоррупционный суд Украины, рассмотрев апелляцию, оставил экс-нардепа Максима Микитася под стражей до 12 февраля 2023 г. Вместе с тем, обвиняемому оставлена возможность выйти из СИЗО под залог в 100 млн грн. Правда, этой возможностью Микитась, пока, не воспользовался. Дело владельца "Укрбуда" становится все интереснее. Как заявил адвокат обвиняемого, теперь Микитася обвиняют не в том, за что "закрыли". Подробнее читайте в материале "Апострофа".
Напомним, 18 октября 2022 г. Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) и Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП) вменили владельцу "Укрбуда" Максиму Микитасю попытку подкупа мэра Днепра Бориса Филатова. В НАБУ тогда подчеркивали: "Это одна из рекордных сумм предлагаемой неправомерной выгоды, зафиксированной правоохранителями в Украине". Якобы предложена она была за возможность достроить в Днепре метрополитен, поскольку предыдущий подрядчик ушел и ситуация становится критической.
Как ранее писал "Апостроф", ссылаясь на адвоката Микитася, в расследовании этого дела немало странностей, начиная с момента подачи Филатовым заявления в НАБУ. В нем, как утверждает защита, факт предложения взятки не доказан, а есть лишь неоднозначные намеки.
Теперь же, адвокат Микитася Артур Габриелян, продолжая детальное рассмотрение обвинения, выяснил, что, оказывается, его подзащитного обвиняют не в том за что арестовали.
"Відповідно до запропонованих Микитасем М.В. пропозиції, я повинен надати вказівки профільним департаментам щодо співпраці з "Метробуд" та Микитасем М.В., щодо перемовин із ЄБРР, а Микитась М.В., в свою чергу пролобіювати відповідні погодження від представників ЄБРР", - цитирует адвокат обвиняемого протокол допроса мэра Днепра Филатова от 5 сентября 2022 г.
"Но если открыть подозрение от 18 октября 2022 г., - подчеркивает Габриелян,- то Микитася обвиняют в том, что «рекордные« 22 млн. евро или 10% от суммы контракта на достройку метро он предлагал Филатову за: Во-первых, чтобы мэр включил в рабочую группу по переговорам с представителями ЕБРР ставленников Микитася под видом работников КП "Днепровский метрополитен" или Днепровской горадминистрации. Это не подтверждается результатами досудебного расследования. Во-вторых, назначил своим советником указанного Микитасем человека. В-третьих, подписал письма-рекомендации в адрес ЕБРР о предоставлении согласия Днепровской горадминистрации на заключение прямого контракта с подконтрольной Микитасю группой компаний. Между тем, в материалах дела вообще нет данных о том, что Микитась предлагал Филатову письмо-рекомендацию такого содержания, поскольку такое письмо мэра вообще не имеет для ЕБРР никакого значения".
То есть теперь, как говорит адвокат, получается, что деньги были предложены Филатову за назначение советников мэра. Причем, как следует из стенограммы их с Филатовым встречи 18 октября, именно последний сообщил, что может назначить кого-то из предлагаемых Микитасем людей советником, но внештатным.
"Тем не менее, кто-то хоть раз слышал, чтобы за такую должность предлагали 22 млн евро? Учитывая, что эти советники по факту никто – ни полномочий, ни «портфелей». Да за такие деньги можно, наверно, штатным советником Джо Байдена или Си Цзиньпиня стать", - шутит Артур Габриелян.
Кроме того, адвокат обратил внимание на неожиданную картину происхождения "рекордной" взятки. Как настаивал Габриелян в зале суда, Микитась не мог предлагать Филатову взятку в 22 млн. евро, поскольку для этого он должен контролировать денежные средства, которые поступили бы от ГП "Днепровский метрополитен", как заказчика проекта.
"Вот смотрите. По правилами ЕБРР, когда в реализации проекта участвует группа компаний, то заключается многосторонний контракт. Согласно ему заказчик выплачивает деньги каждой из компаний напрямую. В материалах дела, в том числе о встрече от 4 октября, есть проект соглашения, которое Микитась передал Филатову. По замыслу Микитася, после согласования с ЕБРР должен быть заключен многосторонний контракт между КП "Днепропетровский метрополитен" и группой компаний, среди которых и "Тунельбуд". По контракту 10% от стоимости проекта получает "Тунельбуд" напрямую от КП "Днепровский метрополитен". Если и предположить, что компания "Тунельбуд" переходит под личный контроль Филатова, в таком случае КП, на которое он и сейчас оказывает определенное служебное влияние, должно заключить контракт с подконтрольной ему компанией, то есть с "Тунельбуд". А "Тунельбуд" напрямую должна получить 10% из 220 млн евро от подконтрольного Филатову КП "Днепропетровский метрополитен". Получается, что Филатов сам себе должен предоставить "рекордную" выгоду. И это не подпадает под вменяемую Микитасю ст. 369 УК Украины. И сидеть на скамье подсудимых тогда должны совсем другие люди», — резюмировал Габриелян.