/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F2%2Fffab8df9f317707818e06c7c30a2f1cd.jpg)
Как не навредить тем, кто считается пропавшим без вести
Неизвестна судьба 7 тыс.
По данным Уполномоченного по вопросам пропавших без вести Олега Котенко, сейчас у нас пропавшими безвести числятся около семи тысяч человек.
Трудно даже представить, что чувствуют их родные.
"К сожалению, война - это человеческие потери.
У врага они в разы больше, впрочем, и у нас есть убитые и пропавшие без вести.
Это, конечно, беспокоит родственников, близких и знакомых тех, кто пропал без вести ", - сказала в эфире телемарафона "Единые новости" замминистра обороны Украины Анна Маляр.
Родные пропавших часто выставляют посты о них, с их фото, просят помочь, распространив сообщение в соцсети.
Такие посты преимущественно сопровождаются подписями, типа: "Это лицо находится в плену, посмотрите, может кто знает или ищет этого человека" или "помолитесь за возвращение" и содержат персональные данные военного.
Но распространение в социальных сетях информации о позывных украинских бойцов, воинских частях и местах их дислокации, об обстоятельствах попадания военнослужащих в плен и т.
несет угрозу не только самим пленным, но и их боевым побратимам.
Может повредить пленнику и дополнительная информация о нем: значимость его личности для общества, его политические взгляды, место службы или предыдущая работа, а также сведения о составе семьи, о его родных и близких.
Это побуждает врага более тщательно относиться именно к этому конкретному лицу, в результате чего требования к его обмену повышаются.
"Враг эту информацию использует.
Когда вы в социальных сетях размещаете фотографию близкого человека, пропавшего без вести, в военной форме и с персональными данными: позывной, часть, где служил, вы можете разоблачить этого человека, если он скрывается на временно оккупированных территориях в гражданском и ищет возможность вернуться на подконтрольную территорию.
А может такой человек находиться в плену как, например, гражданский.
Вы же показываете данные о том, что это военнослужащий", - объясняет замминистра.
В случае, когда длительное время нет известия от родного человека, защищающего нашу Родину, замминистра обороны посоветовала обращаться в Координационный штаб по вопросам обращения с военнопленными по телефонам: +38 095-412-74-24; +38 044-425-12-09.
Там можно заявить об исчезновении близкого человека и предоставить все его персональные данные, а также получить необходимые консультации и помощь.
По словам А.
Маляр, этот штаб работает достаточно эффективно: с начала полномасштабного вторжения российской армии произошло уже 29 обменов, домой вернулись более тысячи человек, находившихся в плену.
Избежать рисков.
В свою очередь, рабочая группа Координационного штаба по вопросам обращения с военнопленными во избежание возможных рисков разработала ряд рекомендаций для родственников наших защитников, находящихся в плену, пропавших без вести при особых обстоятельствах и освобожденных из плена.
Согласно этим рекомендациям, родственникам временно пребывающих в плену следует избегать:.
- передачи в СМИ персональных данных и персональной информации защитников (например, пленный сообщил, что он парамедик или водитель, а его освобожденный побратим в интервью представляет другую информацию);.
- сознательного или бессознательного участия в психологических операциях врага (например, звонки из тюрем родственникам пленных: "Ваш у нас, почему не забираете? Делайте что-то, протестуйте");.
- чрезмерной медийности пленных, до попадания в плен не публичных и не широко известных.
Это может усложнить процесс их возвращения.
Как им желательно действовать:.
- обращаться в международные организации (ПАСЕ, ОБСЕ, Генассамблею ООН, Комиссию ООН по правам человека, в правительства государств) с требованиями давить на Россию по выполнению Женевской конвенции;.
- обращаться в Международный Комитет Красного Креста, Рабочую группу ООН по насильственным и недобровольным исчезновениям;.
- поддерживать регулярный контакт с Координационным штабом;.
- сообщать новую информацию о пленных в Национальное информационное бюро (НИБ) и передавать ее через следователя в материалы уголовного производства;.
- в случае, когда кто-то пытается лично или через онлайн-инструменты (специальные формы, чат-боты и т.
д.), расположенные на неофициальных ресурсах, узнавать любую информацию о военнослужащих (номер части, местоположение, персональные данные и т.
п.) или требовать деньги или другие ценности в качестве платы за якобы возврат, обмен, включение в списки на обмен и т.
- немедленно сообщать в Координационный штаб и правоохранительные органы.
Освобожденным из плена защитникам и защитницам следует избегать:.
- сообщений о том, что он быстро восстановится и вернется на фронт.
Это может повлиять на дальнейшие процессы переговоров;.
- не раскрывать в СМИ персональные данные и информацию о находящихся в плену побратимах;.
- избегать чрезмерной конкретики в ходе публичных высказываний о нарушении прав (пытки, условия содержания), использовать общие нарративы о подобных случаях.
Из-за подробной публично распространенной информации могут пострадать те, кто еще остается в плену врага.
Также враг может оценивать эффективность воздействия пыток, основываясь на воспоминаниях тех, кого освободили из плена;.
- не распространять фото- или видеоматериалы, на которых изображены еще не освобожденные побратимы.
Из них враг может получить дополнительную информацию о том, чем занимался пленник или пленница.
Как им желательно действовать:.
- в разговорах со СМИ подчеркивать необходимость соблюдения Россией норм Женевских конвенций;.
- поддерживать родных тех, кто остался в плену - над их освобождением Украина работает постоянно;.
- помогать родственникам пленных напрямую подавать данные в НИБ;.
- осознавать, что каждое сказанное слово может повлиять на условия пребывания оставшихся в плену (в том числе и в "правовом" поле РФ может быть изменена классификация действий защитников).
Галина Гирак.

