Об этом сообщила вице-премьер-министр - министр по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Ирина Верещук в интервью "НВ".
В частности, на вопрос о том, хотят ли реинтеграции люди, которые получили такие паспорта в ОРДЛО, Верещук ответила: “Мы должны создать условия, чтобы те люди, которые хотят реинтеграции, имели такой выбор. У них должен быть шанс. Я езжу на Донетчину, на Луганщину. За добрый месяц пребывания в должности я трижды была на Луганщине, была и на Донетчине, и на Херсонщине, потому что крымское направление тоже следует не забывать. Это прифронтовая зона, линия разграничения. Это те населенные пункты, которые разделены, например, Золотое — их пять: какая-то часть здесь, а какая-то часть там. И здесь Украина, и там Украина, но, к сожалению, сейчас они разделены линией, которая разделяет и семьи. Поэтому все, кто хотят вернуться, должны иметь такую возможность. Все, кто хотят, чтобы их дети учились в украинских вузах, а затем работали в Украине, у них должна быть такая возможность. Они должны понимать, какие центры и где действуют. Они должны понимать, куда они могут приехать и кто их встретит, кто им поможет с сопровождением, в том числе и административным. Таких людей очень много.
Верещук также отметила: “Если мы говорим о паспортизации. Признаем ли мы такие паспорта? Нет, не признаем и признавать не будем. Будут ли люди нести ответственность, которые, вероятно, получили такой паспорт, написав заявление? Нет, они не будут нести ответственность. Ответственность будет нести Российская Федерация: она нарушает международное право, нарушает законодательство Украины. А людей я воспринимаю как заложников: они там вынуждены жить и не имеют возможности уехать”.
По словам Верещук, “… они не по собственной воле берут (российские паспорта – ред.). Думаю, что Россия заставляет людей. Я имею в виду способ, когда они не могут получить, например, образование. Там — Российская Федерация: (люди – ред.) не имеют доступа к работе, к рабочим местам. Конечно, можно и нужно оставаться украинским гражданином. Не стоит отрываться от украинского законодательства, не стоит полностью разрывать связи, потому что мы все равно деоккупируем эту территорию, все равно есть и будет Украина”.
«Очевидно, на сегодняшний день люди — заложники, они должны выживать. Я не могу их обвинять в том, что, к примеру, остались пенсионеры, у которых не было куда уехать, или уехали и вернулись. Знаю много случаев, когда люди не нашли себя за годы войны на территории, которая сейчас подконтрольна Украине. Мы говорим о Львове, Харькове, Запорожье. Они не смогли получить жилье, не смогли себя обеспечить и вернулись туда, потому что не имели достойной работы, которая помогла бы им здесь выжить. И винить их сейчас я не могу и не буду”, - подчеркнула министр.
К концу ноября 2021 года, по информации Офиса украинского омбудсмена Людмилы Денисовой, количество российских паспортов в ОРДЛО составило 1,4 млн.