Необходимость ежегодной вакцинации от коронавируса пока изучается - директор Института эпидемиологии и инфекционных болезней/Коронавирус никогда не исчезнет с нашей жизни
Необходимость ежегодной вакцинации от коронавируса пока изучается - директор Института эпидемиологии и инфекционных болезней/Коронавирус никогда не исчезнет с нашей жизни

Необходимость ежегодной вакцинации от коронавируса пока изучается - директор Института эпидемиологии и инфекционных болезней/Коронавирус никогда не исчезнет с нашей жизни

Пандемия коронавируса проходит не по классическим законам эпидемиологии, поэтому ожидать ее скорого завершения не стоит. Но массовая вакцинация дает надежду на быстрое возвращение к более или менее нормальной жизни. Впрочем вирус останется, он будет вызывать заболевания, но уже в виде сезонных инфекций, а не пандемии. Об этом в интервью "Апострофу" член-корреспондент НАМН Украины, доктор медицинских наук, профессор и директор Института эпидемиологии и инфекционных болезней им. Л.В. Громашевского ВИКТОРИЯ ЗАДОРОЖНАЯ.

- В Украине ожидают пик заболеваемости коронавирусом в конце октября - начале ноября. По вашему мнению, удастся ли нам его пройти с меньшими потерями, по сравнению с прошлым годом, учитывая количество переболевших и вакцинированных, которые уже имеют определенный иммунитет?

- Если мы будем экстраполировать нашу ситуацию на ту, которая есть в мире, анализировать, как проходило в других странах, то у меня нет надежд на то, что очередная волна будет менее жесткой. В тех странах, где охват вакцинацией уже доходит до 50% населения - например, Великобритания, США и Израиль - была очень мощная волна заболеваемости.

Но на что надо обратить внимание, что в тех странах летальность чрезвычайно низкая по сравнению с Украиной. Если у нас сейчас смертность примерно на уровне 1,7%, то в Израиле это 0,07%, в США и Великобритании около 1%. И мы должны понимать, что у нас охват вакцинацией всего около 14%.

Поэтому здесь можно говорить, что вакцинация защищает от летальных случаев. И нужно обратить внимание на группы риска, их нужно защитить, потому что среди них летальность составляет более 80% от общего количества смертельных случаев.

Вакцина не гарантирует того, что вы не заболеете повторно, хотя и уменьшает такой риск. Но риск госпитализации и летальных случаев она снижает на 90% и более.

- А что же будет дальше, поскольку вакцина не способна на достаточно высоком уровне предотвратить повторное заражение. Ослабнет ли вирус в результате коллективного иммунитета, либо же пандемия будет продолжаться не один год?

- Эта пандемия проходит не по классическим законам эпидемиологии. Если мы возьмем все предыдущие пандемии респираторных вирусов, то летальность уменьшается, вирус приспосабливается к популяции. Здесь он тоже приспосабливается, но прошло всего полтора года, поэтому нам еще трудно сказать. Например, если мы посмотрим на пандемию испанки, то там тоже первые два года была очень высокая летальность. Поэтому нужно время.

- Уже есть прогнозы об окончании пандемии через год при условии высокого процента вакцинированных. Согласны ли вы с таким мнением?

- Сколько людей, столько и прогнозов. И они очень редко сбываются, особенно математические. То, что интенсивность пандемии должна снизиться - мы очень на это надеемся. Увеличивается количество вакцинированных в мире, и это уже помогает в борьбе с пандемией. Будем надеяться, что этот вирус перейдет в разряд сезонных. Но произойдет это в следующем году или позже, будем видеть.

- В Минздраве уже официально заявили, что в случае ухудшения эпидемической ситуации в стране и введения жестких карантинных мероприятий, они не будут касаться вакцинированных людей. То есть они смогут и в дальнейшем посещаться общественные места, пользоваться транспортом и так далее. Но ведь и вакцинированные люди могут распространять коронавирус. Правильным ли является такое решение?

- Если бы вакцинированные не могли быть источником возбудителя инфекции, то тогда было бы все правильно. Но, к сожалению, они могут распространять вирус. К тому же заболевание у них может проходить в легкой и даже бессимптомной форме, чего можно даже не заметить. Поэтому говорить, что такие ограничения обеспечивают улучшение эпидемической ситуации, мы не можем.

Но люди уже настолько устали от ограничений, что они не могут быть постоянными. И во многих странах мира идут именно таким путем.

- То есть это решение скорее социальное и экономическое, чем медицинское?

- Да. Экономика у нас очень страдает от таких жестких ограничений, и люди тоже. Поэтому нужно приспосабливаться, нельзя постоянно всему миру находиться в таких условиях.

- В некоторых странах мира сейчас ввели вакцинацию бустерной дозой. Также не исключается, что будет ежегодная ревакцинация. Не много ли нам прививаться придется?

- Я не являюсь поклонницей ежегодной вакцинации, но эта необходимость сейчас изучается. И я не сторонница того, чтобы ревакцинацию делали всем подряд, не зная уровень антител каждого человека.

Так же я не считаю, что переболевшие должны получать две дозы вакцины, так как есть много данных, что для таких людей достаточно одной дозы.

Опять же, какие именно вакцины вводить - инактивированную, векторную или мРНК-вакцину? Надо изучать этот вопрос и должен быть индивидуальный подход.

- Да, но все так быстро происходит, например, с бустерной дозой. Ведь достаточно времени, чтобы провести обстоятельное исследование, не было, и решения опираются на сырые данные.

- Уже много исследований было в разных странах, и это только кажется, что решения принимаются хаотично. Принимать решение нужно с учетом национальных интересов, своих возможностей по ревакцинации, и опираться на медицинские данные, которые есть.

- Минздрав ввел обязательную вакцинацию для определенной категории лиц, в частности, для педагогов и госслужащих. А вот для медиков нет, хотя казалось бы, что они должны присутствовать в этом списке, ведь они непосредственно работают с больными?

- Учитывая и свой опыт, и опыт коллег из нашего учреждения, большинство врачей либо вакцинированы, либо переболели, либо то и другое. Поэтому большинство врачей уже столкнулись с этим возбудителем - и они защищены.

- А как вы вообще относитесь к обязательной вакцинации? По разным соцопросам около половины населения Украины не хотят вакцинироваться от коронавируса, и сможем ли мы тогда побороть пандемию?

- Это не только проблема Украины. Если посмотреть на охват прививками в других странах, то мы видим, что он дошел до 50-60%, а дальше процесс идет очень и очень медленно.

Те, кто хотели, уже вакцинировались. А теперь уже происходит работа с населением для того, чтобы этот уровень повысить, так как везде темпы существенно снизились.

- Но если в мире будет вакцинирована только половина населения, или чуть больше, то как преодолеть пандемию? И можно ли, условно говоря, к вакцинированным добавить людей, которые получили иммунитет после болезни?

- Постепенно мы будем приобретать этот иммунитет. В Украине однозначно уже более 50% граждан сталкивались с этим возбудителем. И постепенно этот круг будет расширяться, и вакцинация будет продолжаться. Поэтому чем больше будет вакцинированных, тем быстрее мы вернемся к более или менее нормальной жизни.

Вирус останется, он будет вызывать заболевания, но уже не в виде пандемии, а сезонных подъемов. Будут различные стадии течения, у кого-то легче, у кого-то сложнее, будут и летальные исходы. Но интенсивность этого процесса упадет - и благодаря вакцинации, и благодаря естественной иммунизации.

- Сколько нам еще надо провакцинировать людей, чтобы уменьшить проявления коронавируса?

- Как я и говорила, в странах, где вакцинировано 50-60% населения, летальность в 10-15 раз ниже, чем у нас. И конечно, пока никто не скажет, какое количество должно быть привито, чтобы уменьшить летальность до нуля. Это постепенный процесс, и в разных странах он идет по-разному.

- У нас уже второй год действует адаптивный карантин. Cправляется ли он со своей задачей? Какие еще меры вы бы рекомендовали ввести для эффективного сдерживания распространения вируса?

- Карантин однозначно действует. Если бы мы его не ввели в начале, у нас бы произошел коллапс системы здравоохранения. А эти постепенные, а не одновременные волны позволяют предоставлять адекватную медицинскую помощь.

Но было бы еще очень хорошо, чтобы государство лучше контролировало выполнение гражданами тех противоэпидемических норм, которые у нас действуют с начала карантина: ношение масок, дистанция, использование санитайзера. Люди расслабились, и это очень способствует интенсивности распространения вируса. И это не только у нас, но и во всем мире.

- В прошлом году коронавирус буквально вытеснил другие респираторные вирусные инфекции. Но не столкнемся ли мы с эпидемией гриппа и ОРВИ в этом году? Тем более у специалистов есть мнения, что грипп может вернуться более агрессивным.

- Это действительно правда. В этом году ожидается подъем заболеваемости. И он уже начался на другие респираторные вирусные инфекции. Последние полтора года действовал карантин, с ношением масок и дистанцией, что очень повлияло на распространение ОРВИ.

А теперь, когда люди снимают с себя эти ограничения, пойдет рост респираторных заболеваний, которые по своему течению очень напоминают и ковид.

Отличить симптомы простуды от ковида самому очень трудно, и именно врач должен определять, какова вероятность именно инфицирования коронавирусом, отправлять ли пациента на ПЦР-тест и какое лечение назначать.

По гриппу последние полтора года была очень низкая циркуляция во всем мире. И он будет возвращаться. К тому же, накопилась определенная прослойка людей, которая уже не имеет к нему иммунитета, поэтому все будет развиваться интенсивнее. Учитывая это, советую вакцинироваться и от гриппа.

Теги за темою
Коронавірус Вакцина епідемія коронавірусу
Джерело матеріала
loader
loader