/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F33%2F8484895519e2685596a392eabc02db9f.jpg)
В порту "Южный" построят крупный зерновой терминал
В порту "Южный" группа компаний "Эпицентр К" совместно с семьёй Урбанских построят крупный зерновой терминал мощностью 5 млн тонн в год.
Проект станет завершением вертикальной интеграции агрохолдинга от поля до экспорта, пишет Latifundist.com.
По масштабам новый терминал войдёт в пятёрку крупнейших в Украине, сравнявшись с мощностями "Ника-Тера" и Neptune Grain Terminal (по 4-5 млн тонн). Только "Трансбалк" имеет большую мощность — около 7 млн тонн в год.
Морской порт "Южный" выбран не случайно — это самый глубокий порт Украины с кратчайшей наземной логистикой для экспорта из центральной и восточной Украины. В отличие от Одесского порта, который исчерпал возможности для роста из-за сложного подъезда через город, "Южный" имеет резервы для развития.
Суммарная площадь участков под строительство составляет около 32 га. По проекту 2024 года, терминал будет включать:
- Железнодорожную станцию пропускной способностью до 3 млн т/год (способна обрабатывать до 5 поездов в сутки по 50-70 вагонов)
- Станцию разгрузки вагонов производительностью 2 тыс. т/час
- Станцию разгрузки грузовиков производительностью 1 тыс. т/час
- Конвейерную галерею длиной 1600 м производительностью 1200 т/час
- Около 50 силосов суммарной ёмкостью 250 тыс. тонн на участке 10 га
- Причал длиной до 350 м и глубиной 16 м
- Два башенных крана производительностью 1500 т/час
Запуск терминала запланирован на 2026 год.
Критики проекта указывают на проблемы с использованием станции "Промышленная" Одесского припортового завода для приёма и сортировки вагонов. Пока завод не работает — проблем нет, но после его запуска может возникнуть конфликт за использование железнодорожной инфраструктуры.
Появление нового крупного терминала может снизить ставки на перевалку зерна на 1-2 доллара за тонну из-за усиления конкуренции. Сейчас стоимость перевалки упала до 7-8 долларов за тонну по сравнению с 25 долларами во время работы "зернового коридора".
Ориентировочная стоимость строительства терминала оценивается в 160-270 млн долларов с учётом железнодорожной станции, силосов, конвейеров и причальной стены. Для сравнения: строительство похожего Neptune Grain Terminal обошлось в 150 млн долларов.
По оценкам экспертов, себестоимость работы составит 5-6 долларов за тонну, что позволит зарабатывать 2-3 доллара с тонны при нынешних ставках. При перевалке 2 млн тонн в год терминал сможет генерировать 4-6 млн долларов прибыли.
Ключевой вопрос — обеспечение терминала достаточными объёмами зерна. При собственном производстве около 1 млн тонн "Эпицентр Агро" потребуется привлечение сторонних клиентов для полной загрузки мощностей 5 млн тонн.
Новый терминал станет частью общей тенденции концентрации экспортных мощностей в руках крупных вертикально интегрированных агрохолдингов, стремящихся контролировать всю цепочку от производства до экспорта зерна.

