/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F45%2F44f40076ce80ba74e42f661667452fde.jpg)
Самые первые фотографии Киева сделаны в середине 19 века: что на них изображено
Взгляд через объектив: как выглядел Киев на заре фотографии
Середина XIX века стала поворотным моментом в визуальной истории Киева — именно тогда появились первые фотографии столицы. Мощеные улицы, величественная архитектура и строительство первого постоянного моста через Днепр навсегда запечатлелись на стеклянных пластинах фотомастеров. Эти уникальные кадры открывают нам облик города почти двухвековой давности и рассказывают удивительную историю зарождения фотоискусства в украинской столице.
Примечательно, что первые фотографии Киева почти лишены людей — тротуары и площади пустуют, а главными героями кадра становятся здания, архитектура прошлых веков, игра света и теней. Эти изображения позволяют заглянуть в столь далёкое время, увидеть облик города почти двухвековой давности.
Ранние изображения столицы: кто был пионером
Общепринятая версия приписывает создание первых киевских фотоснимков британскому мастеру Роджеру Фэнтону. Он — известный фотограф, прославившийся снимками с Крымской войны и по праву считающийся одним из первых военных фотохудожников мира. В 1852 году Фэнтон прибыл в Киев по заказу Чарльза Виньоля — инженера, возводившего Николаевский цепной мост, первый постоянный мост через Днепр. От Фэнтона требовалось запечатлеть процесс и завершение стройки.
Тем не менее исследования показывают, что фактически первые снимки моста и окрестностей появились раньше. Художник и гравёр Джон Борн, работавший с Виньолем, в 1847 году создал гравюру моста, а уже в ноябре 1848 года сделал фотографию с высокого холма в районе Аскольдовой могилы — один из самых ранних сохранившихся кадров. Но работы Борна долго оставались в тени и не получили должной исторической оценки.
Образы Киева глазами Роджера Фэнтона
Фэнтон запечатлел разные этапы строительства мостового сооружения — подъём цепей, металлические фермы, укрепления на берегах Днепра. На одном из островов будущей предмостовой слободки он обратил внимание на городской пейзаж. Наиболее известна его панорама Киево-Печерской лавры, где видны монастырские стены и церкви, а у берега — ряды кирпичных блоков, что свидетельствовало о развитии кирпичного производства вдоль Днепра.
Особое место в творчестве Фэнтона занимает вид на Андреевскую церковь. Фотограф запечатлел улицу Андреевскую с доходным домом, сохранившимся до наших дней по адресу Сагайдачного, 29/3. Этот дом — яркий пример позднего классицизма и послепожарной застройки Подола, а в 1990-х годах подвал в нём занимал Киевский театр марионеток.
Также Фэнтон сделал снимок Контрактовой площади с повозкой и лошадьми на фоне зданий Александровской улицы (ныне улица Сагайдачного). Его панорама Подола, снятая с высоты старого города, — одна из первых панорамных фотографий центральной части Киева середины XIX века.
Следующие шаги в киевской фотографии
В конце 1850-х — начале 1860-х годов столицу посетили другие фотографы. Среди них — Юзеф Чехович из Витебской губернии, который с 1858 по 1860 год сделал множество важных снимков: с вершины Лавры, первые крупные кадры Майдана Независимости (тогда — Крещатецкой площади), Софийского собора и многих других знаковых мест. Чехович также заснял действующий цепной мост и малоизвестные строения слободок, среди которых примечателен белёный двухэтажный дом, роль которого остаётся загадкой.
Рост популярности фотографии в Киеве
С конца 1860-х годов фотография стала постепенно обретать популярность в Киеве. В 1865 году на пересечении Крещатика и Прорезной открылась одна из первых известных мастерских — ателье художника и фотографа университетского происхождения Франца де Мезера. Позже к его ученикам присоединились новые мастера, появились фотосалоны и в Печерской лавре. К началу XX века искусство фотографии стало массовым явлением, доступным широко. Появилась портретная съёмка, а фототехника значительно улучшилась и ускорилась.
Путь фотографии в Киеве — это история о превращении в новую форму искусства и ремесла, о техническом прогрессе и изменениях в восприятии. Сегодня фотографии столицы — привычное окружение, но именно удивительный маршрут развития фотоискусства напоминает нам о ценности момента и бесконечной связующей нити времён.
Ранее "Телеграф" показывал фото одной из старейших киевских улиц: как она выглядела тогда и сейчас. На нем мощёные дороги, аккуратные балконы дореволюционных домов и спокойствие аллей создают неповторимый колорит, узнаваемый с первого взгляда.

