Во время трансформации Кабинета министров, утвержденной Верховной Радой 17 июля, были объединены Министерство экономики, Министерство аграрной политики и Министерство защиты окружающей среды в новое Министерство ресурсов. Возглавил его Алексей Соболев. Также ликвидировали Министерство национального единства и Министерство по вопросам стратегических отраслей промышленности.
Это не первая реорганизация правительственной структуры. В августе 2019 года парламент уже присоединял Минагро к Минэкономики, что вызвало критику аграриев и экспертов. Они предостерегали: в большом министерстве сельское хозяйство потеряет приоритет. Через год правительство решение отменило. После этого Минагро успело сменить трех министров и снова исчезло в недрах мегаструктуры.
Заметим, что ликвидировать Минагро планировали также и осенью 2022 года, но тогда ряд ожидаемых "трансформаций", когда из 20 министерств планировали оставить 14, так и не был реализован в полной мере.
При этом основная проблема — в том, что правительство до сих пор не сформулировало государственную политику для агросферы. Под давлением крупного бизнеса сворачивались программы поддержки, фермеров вытесняли с рынка, а оборот земли запускался без достаточных гарантий. Теперь интересы мелкого и среднего агрария снова могут остаться без голоса.
Особую тревогу вызывает объединение Минприроды с Минагро. Это не просто управленческая логистика, а угроза для экологической политики. В парламенте, как и в правительстве, аграрная и экологическая сферы часто конфликтуют. Одни разоряют, другие — сохраняют. В совместном министерстве баланс исчезнет. Пример — законопроект №12089, который, по оценкам экспертов, ослабляет экологические предохранители. Минприроды тогда по крайней мере публично выразило позицию. В новой конфигурации такого институционального противовеса может не остаться.
К слову, Минприроды уже "оптимизировали": в 2019 году его присоединили к Минэнерго. Через год объединение отменили. История повторяется, но каждый раз — со все более серьезными последствиями.
Также меньше чем через год после создания ликвидировали Министерство национального единства. Его сформировали на базе Минреинтеграции, но ключевые функции — реинтеграцию и соцпомощь — раздали другим ведомствам. После коррупционного скандала вокруг министра Алексея Чернышова и отсутствия результатов, "единство" просто упразднили. Под потребность перевели направление в МИД — создали департамент мирового украинства. Классика министерства "под своих".
Также прекратило существование Министерство стратегических отраслей промышленности, которое действовало с 2020 года и отвечало за оборонку, авиа- и космическую промышленность. Теперь его интегрировали в структуру Минобороны.
Это не первая реорганизация за шесть лет. Например, в 2019-м созданное Минкульт, молодежи и спорта уже через несколько месяцев снова разделили. Ожидать системности не приходится.
Еще один показательный кейс — 2022 году правительство объединило Министерство инфраструктуры с Министерством развития громад и территорий, образовав Министерство развития. Это решение фактически ликвидировало команду, которая занималась децентрализацией и региональным развитием, а сами эти направления исчезли с повестки дня.
"После реорганизации осталось место для инфраструктуры, но региональная политика растворилась в километрах, мостах и автомобилях. А это при том, что в ЕС региональная политика — один из приоритетов", — отмечал Анатолий Ткачук, директор по науке и развитию Института гражданского общества. По его словам, ликвидация органа часто означает и сворачивание политики в целом.
Показательно, что вице-премьера Кубракова уволили именно из-за провала региональной политики. В Раде тогда пообещали вновь разделить министерство-монстр на два — развития громад и территорий (формирование политики) и инфраструктуры (реализация). Впрочем, новый вице-премьер Алексей Кулеба продолжает возглавлять объединенную структуру.
Относительно агросферы, которая была ключевым экспортным сектором Украины, Ткачук неоднократно подчеркивал: основным ресурсом власть считает землю, а не людей. Концентрация земли в руках холдингов и вымирание сел — последствия отсутствия системной политики. Вместо ее усиления — имеем снова ликвидацию министерства.
И каждая такая трансформация, по словам эксперта, нарушает планирование, выплаты и финансовые потоки минимум на полгода.