Несмотря на серию аварий, Илон Маск планирует увеличить количество запусков Starship
Несмотря на серию аварий, Илон Маск планирует увеличить количество запусков Starship

Несмотря на серию аварий, Илон Маск планирует увеличить количество запусков Starship

Несмотря на серию аварий, Илон Маск планирует увеличить количество запусков Starship

Вместо пяти в год, управление FAA разрешило 25 запусков.

Три неудачных орбитальных запуска и одна масштабная авария во время статических огневых испытаний — статистика проекта Starship компании Илона Маска SpaceX за последний год. Несмотря на серию неудач, владелец компании заявил в своем аккаунте на X (бывший Twitter), что количество испытательных полетов наоборот возрастет, пишет Space.com.

Илон Маск отметил, что теперь между полетами интервал будет составлять не более трех-четырех недель. Хотя, согласно разрешению Федерального управления гражданской авиации США (FAA), SpaceX может делать это даже чаще — каждые две недели и 25 раз в год. Еще недавно аэрокосмическая компания могла осуществлять пять испытательных запусков за такой отрезок времени.

Это заявление вызвало неоднозначную реакцию в среде специалистов аэрокосмической отрасли. Астрофизик Сара Вебб (Sara Webb) из Технологического университета Суинберна отмечает, что серия неудач должна побудить инженеров пересмотреть конструкцию ракеты. Ведь в предыдущих проектах не было такого количества аварий:

  • Сатурн V от NASA — 13 запусков, одна частичная неудача;
  • Falcon 9 от SpaceX — 478 запусков, одна частичная неудача, две во время полета, одно разрушение перед полетом;
  • Antares от Orbital Sciences — 18 запусков, одна неудача;
  • "Союз " 1960-х годов советской разработки — 32 запуска, две неудачи.
  • Starship от SpaceX (с 2018-го года по сегодня) — 9 запусков, из них четыре полные неудачи, две частичные неудачи, одно полное разрушение перед десятым запуском.

Уэбб пишет, что они с коллегами понимают сложность проекта и то, что его нельзя без оговорок сравнивать с другими. Ведь Starship от SpaceX — это фактически первая многоразовая сверхтяжелая ракета для миссий на Марс. Но даже с учетом этого количество неудач тревожно и свидетельствует о необходимости совершенствования проекта.

Если политика компании не изменится, то суперракеты SpaceX и в дальнейшем будут загрязнять Землю и тратить на это средства американских налогоплательщиков. Ведь хотя компания частная, она имеет и существенное государственное финансирование. Смета каждого отдельного полета неизвестна, но ранее Илон Маск заявлял, что сумма колеблется в пределах $50–100 млн.

Последняя авария, во время которой полностью разрушился прототип корабля Ship 36, вызвала сильный толчок — окна и посуда дрожали в 50 км от эпицентра события. Грибовидное облако сажи и дыма поднялось в воздух, последствия для экологии еще выясняют. Неудачный запуск в 2023 году вызвал толчок в соседнем с космодромом городке и засыпал его сажей и грязью. Обломки ракеты разбили автомобили гражданских.

Агентство по охране окружающей среды США штрафовало компанию из-за 14 случаев сброса загрязнений в водные пути Техаса, где расположен космодром. FAA выступало с заявлением взыскать со SpaceX штраф на несколько сотен тысяч долларов за использование несанкционированной комнаты управления запуском и ряда других нарушений. Илон Маск обычно отрицает обвинения и пытается избежать наказания.

Неудачные запуски в январе и марте 2025 года привели к падению обломков Два других неудачных запуска в январе и марте этого года также привели к дождю ракетных обломков над Карибским бассейном. Из-за этого также были сорваны сотни коммерческих рейсов - какие-то перенаправляли, другим задерживали вылет, чтобы гарантировать пассажирам безопасность.

Сара Уэбб призывает коллег к дискуссии, какие пределы нужно установить для испытаний, чтобы двигаться к освоению космоса и одновременно не вредить Земле. Кроме космических миссий, планете также угрожают космические войны. НАТО опасается, что РФ сможет с орбиты сбивать спутники с применением ядерного оружия.

Источник материала
loader