/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F35%2F7d59bd4224766bc14c3e8ee6712f85d2.jpg)
Как "правки Лозового" стали проблемой отношений Украины с ЕС и как их могут изменить
Отмена или пересмотр "правок Лозового" стали официальным обязательством Киева перед ЕС.
В принятой правительством и согласованной с Еврокомиссией дорожной карте установлен крайний срок изменения процессуального законодательства.
Именно по этим нормам был закрыт ряд резонансных дел (включая дело Татарова, одно из дел Дубневичей и т.
Несмотря на общественное давление, в парламенте не хватает голосов "за", и противники пересмотра этих норм имеют аргументы в защиту своей позиции.
Впрочем, похоже, что теперь Украине не избежать этого решения.
О проблеме "правок Лозового" и о том, что именно должно измениться, читайте в статье редактора "Европейской правды" Сергея Сидоренко Криминальные требования ЕС к Украине: почему и как Киеву придется исправить "правки Лозового".
Далее – краткое ее изложение.
Дорожная карта по вопросам верховенства права – это документ, который правительство утвердило две недели назад.
Чисто формально это решение Кабмина было самостоятельным – Украина, мол, сама определила приоритеты реформ.
Но по факту эти дорожные карты согласованы с Еврокомиссией.
Их сознательно приняли в обход венгерского вето, чтобы не терять времени и иметь перечень реформ, которые Киев должен воплотить на пути в Евросоюз ("Евро.
Правда" рассказывала об этом в статье "План Б" для вступления Украины в ЕС").
А потому к реформам, которые в них прописаны, как ожидается, будет особое отношение.
Конечно, если стремление к вступлению со стороны украинской власти является искренним.
В этот перечень попала и проблема "правок Лозового".
В Минюсте настаивают, что пересмотр "правок Лозового" стал международным обязательством Украины.
В частности, в рамках договоренности с ЕС сроком выполнения установлен третий квартал 2025 года.
Следует отметить, что вариант отмены этих поправок сейчас не рассматривается.
Речь идет об их исправлении, о поиске компромисса – и с этим соглашаются все, включая западных партнеров.
А сейчас дискуссия идет прежде всего о пункте, который с весны 2018 года ограничил двумя месяцами срок расследования после того, как следователь сообщил о подозрении кому-то из фигурантов дела.
Продлевать этот срок можно только если следователь каждый раз будет получать на это разрешение суда, и суммарный срок должен быть не дольше 6/12 месяцев (в зависимости от тяжести преступления).
До "правок Лозового" этот срок был неограниченным, что также было проблемой, поэтому эта норма не взялась ниоткуда.
В частности, на неоправданно долгое пребывание в статусе подозреваемого жаловался бизнес.
Поэтому сейчас бизнес является основным противником отмены этих ограничений.
Но ирония судьбы в том, что сейчас речь уже не идет об отмене 12-месячного предельного срока.
ЕС не требует этого, правительство в своем проекте также не предлагает такого варианта.
И даже прокуроры уже не просят о возвращении к "долозовой реальности".
Зато дискуссия ведется о двух других моментах.
Это порядок продления сроков и, что еще важнее, порядок действий в случае, если срок все же будет просрочен.
Но главная проблема – это автоматическое закрытие дел.
Именно об этой проблеме говорится в требованиях ЕС.
Одна из "правок Лозового" – самая скандальная из оставшихся – говорит, что в случае, если суд на любом этапе найдет нарушение сроков расследования – он обязан закрыть производство вообще и, соответственно, снять с подозреваемого любую ответственность, даже если прокуроры уже имеют достаточно доказательств вины.
Один из ключевых аргументов Евросоюза за радикальный пересмотр тех правил, которые действуют в Украине сегодня, – то, что ни в одном из государств-членов ЕС таких положений нет.
Евросоюз в этом вопросе поддерживают и Соединенные Штаты.
Подробнее – в материале Сергея Сидоренко Криминальные требования ЕС к Украине: почему и как Киеву придется исправить "правки Лозового".
