/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F35%2Fbb6915f493f3f62aeb535f2d4e29e946.jpg)
Как движение в ЕС заставляет Украину изменить правила выборов
14 мая правительство Украины, выполняя требования для начала переговоров о вступлении в ЕС, утвердило три "дорожные карты".
Еще на этапе согласования двух из них участвовала и Центральная избирательная комиссия (ЦИК).
Ведь избирательная сфера – одна из ключевых, которые охватывают принятые документы.
Украина должна подготовиться к демократическим послевоенным выборам, обновить избирательные процедуры, а также учесть предыдущие рекомендации миссий ОБСЕ/БДИПЧ и гармонизировать законодательство с правом и стандартами ЕС.
Речь идет не только о техническом совершенствовании процедур, а иногда и о переосмыслении подходов к избирательному процессу.
Подробнее об этом – в статье заместителя председателя Центральной избирательной комиссии Виталия Плукара и советника председателя Центральной избирательной комиссии Александра Клюжева Выборы по евростандарту.
Как должно измениться избирательное право в Украине перед вступлением в ЕС.
Далее – краткое ее изложение.
После нашего вступления в ЕС граждане других государств-членов, проживающих в Украине, должны получить право голосовать и баллотироваться на местных выборах в Украине, а также на выборах украинских депутатов в Европарламенте.
Это закреплено в основополагающих документах ЕС.
Вместе с тем, право ЕС предусматривает, что государство может устанавливать минимальный срок проживания, ограничения на руководящие должности, правила несовместимости и временные исключения.
Уже сейчас важно осознать: предоставление избирательных прав гражданам ЕС – это не только вопрос законодательных изменений.
Стоит также подчеркивать, что аналогичные права получат и украинцы в странах ЕС, что будет способствовать их политическому представительству за рубежом.
Согласно дорожной карте по вопросам функционирования демократических институтов, Украина обязалась реформировать избирательное законодательство и практику.
Во-первых, дорожная карта предусматривает адаптацию законодательства о выборах к послевоенным реалиям и учет последствий вооруженной агрессии РФ.
Для того чтобы государство имело возможность беспристрастно принять решение о невозможности проведения общегосударственных и местных выборов на отдельных территориях, надо на законодательном уровне определить критерии оценки состояния их готовности к выборам.
Работа в этом направлении уже ведется.
Во-вторых, в дорожной карте Украина взяла на себя обязательства учесть ключевые стандарты ЕС и предыдущие рекомендации ОБСЕ/БДИПЧ в избирательном законодательстве и практике.
В-третьих, дорожная карта предусматривает обеспечение избирателей всесторонней, понятной и доступной информацией об избирательном процессе.
Нужно разработать и воплотить коммуникационную стратегию ЦИК для послевоенных выборов в Украине.
В-четвертых, дорожная карта предусматривает укрепление институциональной способности ЦИК, включая совершенствование системы ведения Государственного реестра избирателей с учетом требований кибербезопасности, поэтапное внедрение Единой информационно-аналитической системы ЦИК с новыми электронными сервисами и тому подобное.
То есть не только Украина получает свои преимущества от вступления в ЕС, но и ЕС получает пользу от принятия в ряды сильной страны с незаурядным опытом в различных сферах: от цифровизации до прогресса в демократических процессах.
Больше – в материале Виталия Плукара и Александра Клюжева Выборы по евростандарту.
Как должно измениться избирательное право в Украине перед вступлением в ЕС.
