/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F1%2Fb3f4fb314a3684f01493e30db4cdeabf.jpg)
"Африканский друг Кремля": как лидер хунты стал новым символом панафриканизма
37-летний военный лидер Буркина-Фасо Ибрагим Траоре постепенно выстраивает образ харизматичного освободителя, бросающего вызов западному влиянию и стремящегося вернуть богатства своей страны ее народу.
Несмотря на то, что он пришел к власти из-за переворота, его популярность во многих странах Африки только растет.
Он часто ссылается на марксистского лидера Томаса Санкару, убитого в 1987 году, и ставит своей целью продолжить его дело.
В 2023 году на саммите Россия-Африка он призвал африканских лидеров прекратить быть "марионетками, которые танцуют каждый раз, когда империалисты дергают за ниточки".
Его речь тогда активно распространялась российскими медиа.
После свержения правительства в 2022 году Траоре решительно разорвал связи с бывшей колониальной метрополией Францией.
В то же время страна укрепила сотрудничество с Россией, включая развертывание ее военизированных формирований.
В Буркина-Фасо также приняли законодательство, заставляющее иностранные компании передавать долю своих доходов государственной горнодобывающей компании и инвестировать в местные кадры.
Это относится и к российской компании Nordgold, которая в апреле получила новую лицензию на добычу золота.
В дополнение к изменениям в сфере недр власти создают национальные золотые резервы и строят первый в стране перерабатывающий завод.
Параллельно хунта проводит политику национализации, включая изъятие лицензий у западных компаний.
Так, в конце 2024 года Австралийская Sarama Resources инициировала арбитраж против государства после утраты права на изучение месторождений.
По словам аналитиков, такая политика вызывает положительные отзывы в других странах региона.
"Сейчас он, возможно, самый популярный лидер в Африке", - считает Энох Айкинс из Южноафриканского института исследований безопасности.
Его имидж активно поддерживается в соцсетях, где ходят видео с музыкальными трибьютами якобы от Рианны, Бейонсе или Ар Келли.
На самом деле эти ролики созданы искусственным интеллектом, однако они играют свою роль в формировании мифа о новом “африканском освободителе”.
На минувшей неделе Ибрагим Траоре прибыл в Москву на празднование 80-летия победы СССР над нацистской Германией.
В соцсети X он назвал этот визит вдохновением для дальнейшей борьбы против терроризма и империализма, которую, по его словам, он ведет вместе с военными лидерами Мали и Нигера.
Его заявления быстро распространяются за пределы Африки, благодаря активной кампании в соцсетях.
По словам исследовательницы Беверли Очиенг, послание Траоре вдохновляет не только публику на континенте, но и темнокожих сообществ США и Великобритании.
"Его месседжи легко резонируют с теми, кто знает, что такое расизм, колониализм или рабство", - отмечает она.
Впрочем, на Западе на него смотрят совсем по-другому.
Президент Франции Эммануэль Макрон прямо назвал Траоре частью "барочного альянса" между так называемыми панафриканистами и неоимпериалистами.
В речи 2023 Макрон обвинил Россию и Китай в манипулировании старыми колониальными ранами и подстрекательстве военных переворотов в бывших французских колониях.
Несмотря на громкую риторику, Траоре не смог выполнить свое обещание покончить с продолжающимся уже более 10 лет исламистским восстанием.
Оно лишь вступает в силу, охватывая соседние государства, в том числе Бенин.
Хунта одновременно репрессирует инакомыслие — оппозиционеров, журналистов, активистов.
Медиков и даже критиковавших режим судей отправляли на передовую.
Но среди молодежи он остается кумиром.
Как объясняет Ринальдо Депаня из International Crisis Group, средний возраст в стране — менее 18 лет, и Траоре успешно встраивается в запрос на новое лидерство.
“Он использует символику Санкары, мастерски управляет информационным пространством и предлагает иллюзию надежды в стране, истощенной войной”, — заключает он.
