400 миллионов во время войны: как зарплаты в Аппарате ВР превратились в «золотую лихорадку»
400 миллионов во время войны: как зарплаты в Аппарате ВР превратились в «золотую лихорадку»

400 миллионов во время войны: как зарплаты в Аппарате ВР превратились в «золотую лихорадку»

400 миллионов во время войны: как зарплаты в Аппарате ВР превратились в «золотую лихорадку»

В парламенте схитрили, когда выполняли требование партнеров реформировать госслужбу и сделать всем госслужащим одинаковые условия оплаты труда: оклад 70% и 30% премий. Это важная реформа, потому что она должна сломать систему, в которой руководитель мог платить госслужащему копеечный оклад, и только от его решения зависело, получит ли подчиненный немалую премию, и составляющую большую часть дохода.

Мы уже писали, что в бюджете на 2024 год Аппарат Верховной Рады спасал от реформирования своих: в заключительных положениях им прописали особые условия. Соответствующую поправку подал вице-спикер Александр Корниенко.

Поэтому в декларациях руководителей секретариатов комитетов Верховной Рады за прошлый год доходы точно больше, чем у других госслужащих на аналогичных должностях. Хитрить в интересах Аппарата ВР не прекратили, и сейчас эта хитрость может стоить бюджету более 400 млн грн.

Общественная инициатива "Голка"

Казалось бы, недавно парламент поддержал правительственный проект о внесении изменений в Закон «О государственной службе» (№8222), уже отправленный на подпись президенту. Условия должны были бы стать равными для всех, потому что будет действовать новый закон. Но перед законом, как оказалось, будут равные и… более равные. Работники Аппарата парламента все же будут иметь привилегированный статус в госслужбе.

Здесь очевиден конфликт интересов. Парламент определяет правила игры для функционирования своего аппарата сам, делает все под своих. Возникает вопрос: чем хуже, скажем, судебная ветвь власти? Речь идет даже не об оплате труда, а о классификации должностей. Почему тогда суд не может создать такой каталог для должностей госслужбы под себя? Получается так, что всю госслужбу загнали в единую рамку, кроме Аппарата парламента. О каком равенстве ветвей власти тогда идет речь, если законодательная создала для себя исключительные правила игры? Эта ветвь власти более государственная?

При этом нерешенной остается и вторая проблема: зарплаты работающих на политических должностях — народных депутатов или президента, которые точно не могут быть меньше, чем у госслужащих. Руководители секретариатов комитетов Верховной Рады получают вдвое больше, чем главы комитетов. С точки зрения менеджмента и здравого смысла, это разрушает систему мотивации и несет коррупционные риски.

Владимир Зеленский за свою работу как президент во времена войны заработал 336 тыс. грн за 2024 год. А глава Аппарата парламента Вячеслав Штучный получил за прошлый год едва ли не вдесятеро больше президента — 3,1 млн. Это, кстати, втрое больше, чем у спикера Руслана Стефанчука.

Общественная инициатива "Голка"

Важно понимать, что для Аппарата Верховной Рады создали особые условия и уже отдельно утвердили классификаторы и грейды для должностей (зарплатный уровень, основанный на классификации должностей государственной службы). Об этом свидетельствует постановление правительства.

Если брать формулу 70% оклада и 30% премий для госслужащих всей Украины, то оплата труда у работников Аппарата Верховной Рады в абсолютном сравнении с сохранением этих исключительных правил всегда будет вершиной олимпа зарплат на госслужбе. И дьявол здесь кроется в надбавках, являющихся частью оклада.

Тем, кто сейчас работает в Аппарате парламента, гарантируют надбавки за выслугу лет значительно больше 30% (тут эти 30% — именно проценты надбавки, а не премии). Такую норму заложили благодаря поправке нардепа Андрея Клочка («Слуга народа») в еще одном законопроекте, также вносящим изменения в Закон «О государственной службе» (№9748). Документ с дискриминационной нормой сейчас ожидает рассмотрения президентом, который может закон или подписать, или ветировать.

Для сравнения: максимум для надбавок у других госслужащих будет 30%.

Один из нардепов на условиях анонимности рассказал, что у тех, кто не поддержал при голосовании поправки Клочко, были проблемы.

«Не выпускали некоторых за границу в рабочие (!) командировки, где были официальные приглашения организаторов. Отправляли заявление на дооформление согласно распоряжению спикера Стефанчука. Конечно, в распоряжении главы есть поле для маневров. Но вряд ли главную скрипку здесь играет Стефанчук. Штучный, мягко говоря, очень автономная фигура», — объяснил он.

Член регламентного комитета нардеп Олег Синютка («Европейская солидарность») добавляет, что сейчас действительно ограничено право нардепов на межпарламентскую деятельность, и тут без Стефанчука и Аппарата парламента вопрос командировок действительно не решить.

«Совместно с партнерами мы работали над тем, чтобы при реформе у госслужащих была надлежащая система мотивации, — добавляет Олег Синютка. — Аппарат Верховной Рады получает заоблачные зарплаты, и этому способствует большинство в регламентном комитете, где преимущество в голосах — у представителей власти. Фактически глава комитета (Сергей Кальченко, СН. — Авт.) пользуется этой ситуацией и протаскивает нужные решения. Я неоднократно обращал внимание на непропорциональную выплату работникам Аппарата и руководителям секретариатов комитетов. Аппарат сегодня напрямую работает с офисом президента и играет в структуре Рады роль большую, чем сами нардепы».

Что касается влияния Вячеслава Штучного на деятельность парламента, то Олег Синютка подчеркивает, что это зона ответственности Стефанчука. И здесь важно понимать, что речь идет и о политическом влиянии, и о бюджетных средствах. Особые подходы к формированию зарплат Аппарата парламента потребуют дополнительных расходов. И суммы немалые — достигают более 400 млн грн в год. Такие цифры поданы правительству Аппаратом ВР для реализации предложенных условий оплаты труда. Мы обратились за комментарием к Вячеславу Штучному, но ответа пока не получили.

Здесь стоит напомнить, что когда нардепы в прошлом году приняли бюджет и создали особые условия оплаты труда своему Аппарату, в разных бюджетных учреждениях, в частности в Аппарате Верховного суда, поняли, что идет нечестная игра. И поняли это, конечно, не только в ВС. Тогда начался творческий подход к штатным расписаниям в ряде государственных учреждений.

Увеличивалось количество отделов и появлялись управления. Следом за новыми управлениями возникали департаменты. Или же создавались самостоятельные подразделения аппарата. Так росло число руководителей, а также повышался уровень подразделения. И это положительно влияет на зарплату.

И тут идет цепная реакция. Если у одного органа условия лучше, то те, кто не трансформировался, будут терять кадры — они переходят туда, где лучше.

Глава парламентского комитета по вопросам соцполитики Галина Третьякова (СН) соглашается с тем, что подобный подход деформирует госслужбу.

«Сейчас государственных служащих более 150 тысяч человек, — говорит Третьякова. — В прошлом году из-за изменений в бюджет их перевели на систему 70% оклада и 30% премии. И хотя парламент уже принял изменения в Закон «О государственной службе», который ждет подписи президента, нужно ввести еще одно правило: ограничить максимальный уровень годовой оплаты труда. Система грейдов хоть и лишила руководителей на госслужбе некоторого своевластия, в то же время не убрала из постоянной заработной платы госслужащих такие составляющие, как доплаты за выслугу лет, за ученую степень кандидата или доктора наук и прочее. Так растет сумма этих 70%. Это видно по зарплате некоторых глав комитетов, получающих надбавки не за объем работы, а за ученую степень. Это советская деформация. Представьте, что у нас была бы уборщица со званием доктора наук, так мы должны были бы платить ей за уборку из бюджета больше, чем за уборку помещений уборщиком, у которого такой степени нет».

Год назад вопрос с оплатой труда в Аппарате парламента пытались решить, и нардепы зарегистрировали постановление, чтобы перераспределить бюджетные средства для оплаты труда своих помощников. Но уже поставленные подписи парламентариев под проектом постановления стали внезапно исчезать. Третьякова в качестве доказательств привела скрины, в которых речь идет о том, что Аппарат ВР просит нардепов не подписывать это постановление или убрать уже поставленную подпись.

Скриншот с поста Галины Третьяковой / facebook

Однако, решая проблему неравного отношения к госслужащим на разных ветвях власти, не надо забывать о том, что у нас годами не решаются вопросы с низкими зарплатами на политических должностях.

Неприемлемо, когда речь идет о защите государственного суверенитета и борьбе с коррупцией, оставлять оплату труда народных депутатов или президента на таком уровне, на котором она находится сейчас. Зарплаты на политических должностях не могут слишком кардинально отличаться от зарплат на госслужбе.

«Конечно, странно, что зарплата президента установлена постановлением правительства, а не законом, — добавляет Галина Третьякова. — Когда речь идет о реформе и ее качестве, то необходимо регулировать не только минимальный уровень оплаты труда, но и максимальный. Я считаю, что мы можем установить максимальный размер оплаты труда на двух уровнях: исполнительного табеля — перечня должностей, на которых максимальный размер оплаты труда устанавливается на уровне закона, и генерального табеля — на уровне Кабмина. Также нужно создать независимый консультативно-совещательный и аналитический орган при ВР, который бы отвечал за коммуникации с обществом по оплате труда на политических должностях — министров, народных депутатов, заместителей министров и других».

В ходе следующих выборов, которые обязательно пройдут после нашей победы, для того чтобы нанять качественную политическую элиту, которая будет менять государственность, мы должны обеспечить достойные условия труда на политических должностях. А евроинтеграционный курс и развитие демократии не позволяют допускать сколиоз в ветвях власти. Поэтому надо воплощать реформы в полном объеме, а не создавать модель «равные и более равные».

Источник материала
loader
loader