В Верховной Раде зарегистрировали законопроект, который сделает высшую школу профильной, а начальную — отдельным типом школ. Официально реформа должна заработать для 10-12 классов в 2027 году, однако подготовка началась уже сейчас, а одним из ключевых вопросов стало то, где после 9-го класса можно будет получить профильное образование, пишет в статье "Реформа старшей школы: власть нашла способ сократить количество лицеев. Начальной школе приготовиться?" редактор отдела образования и науки ZN.UA Оксана Онищенко.
Автор указывает, что в обществе еще с советских времен сложился стереотип о необходимости получения диплома о высшем образовании ради успешной жизни. Однако теперь стране нужны не специалисты с высшим образованием, а квалифицированные рабочие, которые смогут ее отстроить. Онищенко отметила, что на пути к переменам одним из ключевых моментов должна стать реформа старшей школы. Она призвана изменить соотношение "школа — училище или колледж" на пользу второго. При этом нужно как искать сложные решения, так и ломать стереотипы.
Поэтому новый законопроект о формировании сети лицеев вызвал большой ажиотаж. Он предлагает просеять сеть лицеев (10–12-й классы) через сито жестких требований, которые не все заведения смогут выполнить. Те, кто не сможет, не будут получать финансирование от государства. Одним из требований является наполняемость классов.
"Но даже если школа поднатужится и соберет класс из 24 и более учеников, этого недостаточно — таких классов должно быть не менее четырех на параллели (сейчас по закону достаточно двух классов).И если провести несложные математические подсчеты с количеством классов и их наполнением, получается, что по новым нормам в лицее (10–12-й классы) должно учиться не менее 300 учеников. Для школ в больших городах и областных центрах это не проблема, чего не скажешь о сельской местности и маленьких городах", — указывает Онищенко.
По данным эксперта Швейцарско-украинского проекта DECIDE Надежды Колесник, треть украинских громад пока не могут самостоятельно создать лицеи, ведь не способны выполнить текущие требования. Ситуация станет еще более критической, если законопроект будет принят.
Однако, как указывает автор, законопроект позволяет громадам взять на себя финансирование старшей профильной школы, которая не будет отвечать требованиям и не получит финансирование от государства. Но такие расходы могут позволить себе не все громады. Онищенко отмечает, что такая идея выгодна правительству: когда разъяренные родители будут обращаться в Минобразования и офис президента, те всегда смогут кивать на местные власти.
Кроме этого, законопроект предлагает выставить громажам жесткий дедлайн, чтобы они пересмотрели, сформировали план реогранизации сети лицеев, то есть определили, какие заведения закрыть. На утверждение в МОН этот план следует подать до 1 сентября 2025 года, а если этого не сделать или план не одобрят, то правительство по представлению Министерства образования и науки создаст его самостоятельно и передаст для выполнения.
"И это плохой сигнал. Потому что такие решения не делаются на коленке в сжатые сроки — у громад очень мало времени для поиска эффективных решений", — говорится в материале.
Также в законопроекте предлагается поменять начальные школы, по нему не будет привычных школ, где можно пойти в 1-й класс и учиться вплоть до 12-го. Однако Онищенко напоминает, что идея отделить начальную школу не нова: идею также активно лоббировали в 2015-2019 годах, когда работали над новым Законом "Об образовании" и концепцией НУШ. Однако тогда предлагалось сделать начальную школу не просто отдельным учебным заведением в собственном помещении, а создать для малышей специальную среду с площадками, игровыми комнатами.
По словам автора, сейчас, похоже, пришла пора вздохнуть пыль со старых идей. Однако у государства наверняка не будет денег на специальное оборудование помещений начальной школы. Онищенко считает, что суть отделения начальной школы состоит в том, чтобы ее не сократили вместе с лицеями. По ее словам, государство не хочет их сокращать, хотя они дорого обходятся бюджету.
Автор подчеркнула, что мотивы государства в случае с этим законопроектом понять можно. Она подчеркнула, что стране нужно сейчас отреагировать на запросы рынка труда, сэкономить средства и делать дальнейшие движения в сторону реформ.
"Нужно ли перекраивать сеть школ? Да. Должно ли это быть сделано по одному для всех лекалу? Нет. То, что хорошо для большого города, может не сработать в маленькой деревне. Поскольку реформирование сети лицеев повлияло на всю архитектуру системы образования, можно ли делать это в спешке или вообще спускать как директиву от МОН? Конечно, нет. В истории с законопроектом четко подсвечены проблемы системы образования. Ей не хватает системности и продолжительности изменений, взвешенного подхода и принятия не столь красивых, как разумных решений", — подчеркнула Онищенко.
С другими материалами Оксаны Онищенко можно ознакомиться по ссылке.