Невидимый фронт: как инфекционные болезни угрожают военным и что с этим делать
Невидимый фронт: как инфекционные болезни угрожают военным и что с этим делать

Невидимый фронт: как инфекционные болезни угрожают военным и что с этим делать

Невидимый фронт: как инфекционные болезни угрожают военным и что с этим делать

Война значительно повышает риски распространения инфекционных заболеваний — от кишечных инфекций и респираторных вирусов до тех, что передаются через кровь или половым путем. К последним рискам особенно уязвимы военные. К сожалению, история, которой поделился со мной Александр С., — не единичный случай.

Мужчина пошел на фронт добровольно в марте 2022 года. У него была бронь, но он решил, что его место — на передовой. В ряды ВСУ его взяли только с третьей попытки, потому что не было военного опыта. Попал в учебную часть, а потом его направили в подразделение разведки.

Гепатитом С заразился, вероятно, во время отхода подразделения. Эвакуировать раненых не было возможности, и им переливали кровь в полевых условиях. Всем необходимым обеспечивал волонтерский фонд, рассказывает Александр: «На каждую группу нам выдали боевые и медицинские рюкзаки, куда входило все нужное, в частности капельницы и шприцы. За каждой группой был закреплен медик — человек, который прошел курсы тактической медицины.

Если нужно было срочно перелить кровь, смотрели, у кого совпадает группа. У одного бойца брали кровь шприцами и сразу же вводили другому. Параллельно добавляли глюкозу, чтобы поддержать состояние при большой потере крови». Рассказ воина шокирует, поскольку такие действия незаконны, крайне опасны, и именно они могут приводить к распространению ВИЧ, гепатитов и т.п. «В любых обстоятельствах кровь нужно проверять на совместимость, — говорит военный медик Александр Чистяков. — И если этого не делают — это преступление. Если все действительно так и было». Но, по словам Александра С., такие полевые переливания были обычным делом, особенно во время длительных обстрелов.

Именно так, говорит он, ребята заражались ВИЧ. О своем диагнозе военнослужащий узнал случайно. После ранения проходил ВВК — никаких проблем не выявили. Позже, во время отпуска, попал в гражданскую больницу с подозрением на коронавирус. Там врачи заметили желтизну в глазах, провели дополнительные тесты и обнаружили гепатит С.

По словам Александра, до начала полномасштабного вторжения на работе он проходил медосмотр каждые шесть месяцев. В феврале 2022 года все анализы были в норме. Поэтому заражение точно произошло уже на войне. Мужчины попадали на фронт в бешеном темпе. Александр рассказывает, что в его часть привозили ребят из учебных центров, среди которых были люди с открытой формой туберкулеза. Эти люди служили вместе с ним, жили в тех же казармах, пользовались общими помещениями, и никто даже не предупреждал, что они могут быть опасны для окружающих. Боец поделился, что в большинстве воинских частей и подразделений такие вопросы не поднимаются, даже если есть очевидные риски для здоровья других людей. В его подразделении был боец с тяжелым псориазом — его не отправляли на лечение, поэтому он вынужден был уйти в СОЧ, чтобы лечиться самостоятельно.

Узнав о своем диагнозе, Александр тоже сообщил командиру, что нуждается в лечении, но получил ответ, что это — не причина не служить.

Хотя стандарты аптечек были утверждены Департаментом здравоохранения МО, в некоторых частях ситуация с обеспечением военных аптечками остается ужасной, делится Александр. Так, недавно он получил только зеленку и бинты, которые рассыпаются. На помощь приходят волонтеры, они привозят даже элементарные вещи: жаропонижающие, турникеты, окклюзионные наклейки. Хотя командование должно обеспечить лечение раненых и больных.

Многие бойцы, по словам военнослужащего, вынуждены самовольно оставлять часть, чтобы получить медпомощь. Военные, инфицированные ВИЧ, или наркозависимые, употребляющие ЗПТ, вынуждены сами искать способы получить медикаменты. Александр подчеркивает, что в его части не хватает даже перчаток и антисептиков, особенно для перевязки раненых. Стоит ли здесь говорить о специальном питании и диете для бойцов с язвой или гепатитом? К сожалению, некоторые командиры воспринимают военных как «затратный материал».

В конце прошлого года в Киеве протестировали на ВИЧ-инфекцию и гепатиты В и С шесть тысяч военных. Результаты подтвердили серьезность проблемы. Многие мобилизованные вообще не проходили обследований и не знают свой ВИЧ-статус и статус по вирусным гепатитам, которые сейчас уже не являются основанием для освобождения от мобилизации. К сожалению, бывают и случаи, когда военные скрывают свои диагнозы от медиков. Но начмед части должен знать о гепатите или ВИЧ у бойца, чтобы принять меры безопасности.

Кстати, проблема актуальна не только для Украины, но и для армии РФ.

О том, какие инфекции больше всего распространены среди военных и гражданских, почему важно не скрывать свои диагнозы от медиков и как правильно организовать профилактические мероприятия на фронте, ZN.UA поговорило с врачом-инфекционистом, главой Национальной технической группы экспертов по вопросам иммунопрофилактики Федором Лапием.

Федор Лапий/facebook

— Федор Иванович, какие инфекционные заболевания больше всего распространены во время войны и каковы причины их возникновения?

— Есть несколько основных факторов, содействующих распространению инфекционных болезней.

Первый — это разрушения инфраструктуры, усложняющие доступ к чистой воде и санитарным условиям. Это повышает риск кишечных инфекций, таких как дизентерия, гепатит А, холера и другие. Например, после подрыва Каховской ГЭС ожидалась вспышка таких инфекций, но благодаря превентивным мерам этого удалось избежать.

Второй фактор — скопление людей в эвакуационных пунктах и укрытиях.

Такие условия способствуют распространению преимущественно инфекций, передающихся воздушно-капельным путем: гриппа, COVID-19, кори, коклюша.

Третий фактор — контакт с кровью, что особенно актуально для военных и людей, помогающих травмированным. Именно они часто оказывают медпомощь раненым в экстремальных условиях. Каждый такой случай увеличивает риск заражения не только гепатитом В и С, но и ВИЧ, ведь эти вирусы передаются через биологические жидкости, в частности кровь.

Четвертый — рост случаев инфекций, передающихся половым путем, таких как сифилис, гонорея, ВИЧ-инфекция. Война влияет на поведенческие модели людей, и риски увеличиваются из-за психологических нагрузок и игнорирования средств защиты.

Также стоит упомянуть о заболеваниях, передающихся от животных, например, бешенстве. Из-за разрушения природных экосистем и отсутствия контроля над популяцией диких и беспризорных животных растет количество случаев бешенства среди людей.

Невидимый фронт: как инфекционные болезни угрожают военным и что с этим делать - Фото 1

— Какие меры помогут уменьшить риски распространения инфекций?

— Основные меры профилактики включают:

  1. Гигиену — регулярное мытье рук с мылом, использование антисептиков, контроль качества пищевых продуктов и чистой воды. Нужно кипятить воду или использовать таблетки для ее обеззараживания.
  2. Барьерные средства защиты — маски, респираторы для предотвращения респираторных заболеваний, перчатки для оказания медицинской помощи, презервативы для защиты от инфекций, передающихся половым путем.
  3. Вакцинацию — иммунизацию против гепатита В, гриппа, дифтерии, столбняка, COVID-19, бешенства.
  4. Контроль над животными — нужно избегать контакта с беспризорными животными, информировать соответствующие службы в случае подозрения на бешенство.
  5. Медицинскую подготовку — обеспечение военных и гражданских аптечками с необходимыми средствами первой помощи, обучение основам домедицинской помощи.

— А что с профилактикой среди военных в полевых условиях?

— Военные должны иметь доступ к основным средствам гигиены и знать базовые правила профилактики. Это, например установка мыла и санитайзеров в лагерях, обеззараживание воды, организация вакцинации и медицинского обеспечения. Медики в подразделениях должны следить за санитарными условиями, а также разъяснять важность вакцинации и гигиены.

К сожалению, не во всех военных подразделениях профилактика на надлежащем уровне. Некоторые военные медики внедряют правила личной гигиены: например заставляют бойцов мыть руки перед едой, дезинфицировать воду, хранить продукты в безопасных условиях. Кроме того, есть таблетки для обеззараживания воды, которые можно использовать в полевых условиях.

Еще один важный аспект — вакцинация. Военные должны получать прививки от столбняка, гриппа, COVID-19, гепатита В.

Конечно, профилактика гепатита С у военных тоже важный аспект. Гепатит С передается через контакт с кровью, поэтому особенно важно соблюдать меры осторожности, оказывая помощь раненым, а также использовать медицинские средства защиты — перчатки, маски, обрабатывать инструменты, чтобы снизить риск инфекций.

***

«В условиях войны, когда есть высокий риск ранений, важно не только контролировать безопасность во время оказания помощи, но и обеспечить медпомощь для своевременной диагностики и лечения гепатита С, — говорит Александр Чистяков. — Вакцинация против этого вируса сейчас недоступна, поэтому особое внимание нужно уделять предупреждению заражения.

В боевых условиях в 90% случаев невозможно соблюдать идеальную стерильность и правильные рекомендации, поэтому важно хотя бы свести риски к минимуму.

Если есть возможность — всегда пользуйтесь перчатками, когда оказываете помощь раненым. Если перчаток нет, нужно использовать хотя бы подручные средства: пакет, кусок пленки или ткани, во избежание прямого контакта с кровью. Раненые должны иметь индивидуальные бинты и салфетки, чтобы минимизировать передачу инфекций.

Обработка инструментов в полевых условиях тоже не всегда возможна. Если приходится использовать те же ножницы или пинцет для нескольких человек, их нужно хотя бы протирать спиртовыми салфетками или смачивать в антисептике. Если антисептика нет — можно прокипятить инструмент в воде (если есть время и возможность) или обжечь огнем.

Регулярное обследование на ВИЧ и гепатиты у военных — важный, но сложный для выполнения пункт. Если подразделение не имеет возможности организовать вакцинацию, нужно обращаться в военно-гражданские администрации или Департамент здравоохранения.

Решение этой проблемы не должно оставаться ответственностью только медиков и волонтеров. Нужна комплексная стратегия, которая будет включать государственную поддержку, доступ к лекарствам и санитарным условиям, а также повышение уровня осведомленности среди населения. Только благодаря совместным усилиям можно обеспечить эффективную защиту здоровья людей даже в самое сложное время.

Благие разговоры ничего не означают, если нет прямых нормативных актов от Командования медицинских сил по конкретным вопросам, таким как вакцинация, ВИЧ, гепатиты и прочее. Если все брошено на самотек, то происходит то, что происходит, — заражение и перезаражение. Единственный путь, чтобы этого не было, — изменить критерии привлечения в войска инфекционных больных. Это очень важная проблема. Человек, который пошел защищать Родину, не должен вернуться с войны домой, в свою семью, с гепатитом или ВИЧ».

Источник материала
loader