/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F4213338677285b45c46e73438c832c79.jpg)
Крах Nikola: «Tesla среди грузовиков» стоимостью $27 млрд обанкротилась
Компания Nikola официально подала заявление о банкротстве и планирует распродать свои активы. Это еще одна жертва нестабильного рынка электромобилей, где стартапы сталкиваются с низким спросом, финансовыми трудностями и быстрым расходованием средств.
Nikola прошла сложный путь, включавший многочисленные смены руководства, падение акций и обвинения со стороны биржевых спекулянтов.
«Как и многие другие компании в области электромобилей, мы столкнулись с рыночными и макроэкономическими вызовами, которые осложнили нашу работу.
Несмотря на все наши усилия, нам не удалось преодолеть эти трудности», — заявил генеральный директор Nikola Стив Гирски.
Nikola начинала как производитель батарейных грузовиков, но позже сместила фокус на водородные электрогрузовики. Компания заявила, что распродает активы, чтобы максимизировать стоимость и организовать упорядоченное закрытие. Некоторые сервисные центры и водородные заправки будут работать до конца марта.
Nikola базируется в Финиксе, штат Аризона, и поставила первый автомобиль только в декабре 2021 года. В 2023 году серия пожаров в ее электрогрузовиках привела к отзыву всех автомобилей, что подорвало доверие потребителей.
В 2024 году компания активнее выпускала водородные грузовики, но каждый проданный автомобиль приносил сотни тысяч долларов убытков. Высокие кредитные ставки отпугивали потенциальных покупателей, и операторам автопарков было трудно перейти на электрогрузовики. Завод Nikola в Кулидже, штат Аризона, имел возможность выпускать 2400 грузовиков в год.
Компания обанкротилась, имея от $500 млн до $1 млрд активов и от $1 млрд до $10 млрд долгов. На конец сентября денежные резервы упали до $198,3 млн, по сравнению с $464,7 млн в конце 2023 года. Когда Nikola подала заявление о банкротстве, у нее оставалось лишь $47 млн.
В среду акции Nikola упали на 38%, снизив рыночную капитализацию до менее чем $50 млн. Для сравнения, в 2020 году компания оценивалась в $27 млрд — больше, чем Ford. Акции компании неоднократно опускались ниже $1, и в 2023 году ей пришлось провести обратный сплит (уменьшение количества акций в обращении путем консолидации), чтобы соответствовать биржевым требованиям Nasdaq.
После выхода на биржу в 2020 году компания стала жертвой скандального отчета инвестфонда Hindenburg, который обвинил ее в мошенничестве. Nikola отрицала эти обвинения, но ее основатель и тогдашний CEO Тревор Милтон в 2022 году был осужден за мошенничество и получил четыре года тюрьмы.
Nikola стала очередной компанией, которая не выдержала жесткой конкуренции и финансовых трудностей на рынке электромобилей. Высокие затраты, низкий спрос и технические проблемы привели к краху, и теперь она пытается продать свои активы, чтобы минимизировать потери.
Многие компании, которые вышли на биржу во время пандемии с громкими обещаниями изменить рынок электромобилей, также не смогли выжить. Такие бренды, как Fisker, Proterra и Lordstown Motors, также объявили о банкротстве из-за высоких процентных ставок и уменьшения финансирования.
Даже Tesla под руководством Илона Маска испытала первое падение продаж в 2024 году.
Источник: reuters

