Количество аптек точно сократится: эксперты о регуляции цен на лекарства и ее возможных последствиях
В начале марта нас может ожидать аптечный бум. Люди уже составляют списки лекарств, надеясь сэкономить, как только цены поползут вниз. Ведь с 1 марта цены на наиболее востребованные основные лекарственные средства должны снизиться на 30% – такое решение утвердил Совет национальной безопасности и обороны на основе декларации, представленной крупнейшими производителями лекарственных средств, дистрибьюторами и аптечными сетями. Решение СНБО ввел в действие своим указом президент, он же, как известно, был инициатором кампании по государственному регулированию фармацевтического рынка. К чему это приведет - журналист Коротко про поинтересовалась у экспертов.
Плюс расширение «Доступных лекарств»
Решения СНБО предусматривают изменения в действующее законодательство, однако определенные позиции уже утверждены. После встречи с представителями фармацевтического рынка глава Минздрава Виктор Ляшко сообщил о том, что на 30% подешевеют 100 наиболее популярных лекарственных средств, а по остальным лекарствам украинские производители и участники фармацевтического рынка задекларировали снижение цен на 20%. После правительственного заседания добавил следующие детали:
- надбавки дистрибьюторов к оптово-отпускным ценам на все лекарственные средства не могут превышать 8% (за определенными исключениями),
- розничные надбавки на рецептурные лекарственные средства будут составлять от 10% до 25% в зависимости от стоимости препарата,
- розничные надбавки на безрецептурные средства не должны превышать 35% к закупочным ценам,
- маркетинг, реклама и другие способы продвижения импортных и отечественных медпрепаратов запрещаются, пока правительство не внедрит систему референтного ценообразования,
- восстанавливается государственный надзор за ценообразованием на лекарства. Цены в аптеках будет проверять Госпродпотребслужба.
Наряду с этим, со стороны Минздрава и НСЗУ вводится контроль за наличием в больницах препаратов, которые пациенты должны получать в рамках программы медицинских гарантий. Обещают также расширять программу «Доступное лекарство».
Отразится на прифронтовых селах
Все выглядит так, что за государственное регулирование выступили сами участники фармацевтического рынка. После возмущения Владимира Зеленского ценами на лекарства, 10 февраля Аптечная профессиональная ассоциация Украины (АПАУ) направила в Минздрав Декларацию о взаимодействии по снижению стоимости лекарственных средств, под которой подписались 17 производителей лекарств, 2 дистрибьюторские компании и 5 сетевых аптечных заведений. В аптеках также говорят, что руководство пошло на этот шаг в добровольно-принудительном порядке.
- Давайте вспомним, как через силовую регулировку проходила медреформа. Сначала все было нормально, люди подписывали декларации, потом выяснилось, что семейных врачей на всех не хватает. Поскольку никто не считал количество практикующих медиков первичного звена, в реформу заложили всех, кто получил дипломы терапевтов. Так может получиться и в этот раз. Считали общественный резонанс, но забыли посчитать последствия, - говорит Екатерина, представительница одной из сетей-подписантов (фамилии просила не называть из соображений профессионального покоя).
По прогнозу нашей собеседницы, с 1 марта цены действительно снизятся, будет повышен спрос. С течением времени аптечные заведения могут начать сокращать свои сети.
- Прежде всего, это коснется отделений, работающих в прифронтовых зонах. Они и сейчас фактически не приносят доход и действуют больше как социальный проект, потому что людям негде больше купить лекарства. На такие точки тратятся достаточно большие средства – аренда, коммуналка. Фармацевты, работающие под обстрелами, и довозящие им лекарства водители получают повышенную зарплату. Чтобы аптечная сеть могла содержать такие аптеки, в больших городах ей нужно иметь много аптек, приносящих прибыль. А прибыль, очевидно, упадет, поэтому и в Киеве или Харькове придется закрывать ряд отделений.
А что там в Европе
Фармацевт говорит, что опыт европейских стран, где вводили регуляцию, свидетельствует о постепенном вымывании с продаж относительно дешевых лекарств.
– Это уже можно проследить по программе «Доступное лекарство». Какие-нибудь простенькие от давления можно купить, а более сложные приходится искать. Поскольку количество пациентов, которым выписывают рецепт, не соотносится с количеством препаратов. Также с продаж могут исчезнуть дорогие лекарства, которые завозились поштучно, потому что не были широко запрошены. Но были необходимы людям с определенными заболеваниями. Никто сейчас не знает, как это будет. Мы вынуждены были подписать декларацию, потому что это президентский проект. Но механизма нет, механизм еще должны создавать. За те дни, которые остались до 1 марта, неизвестно, успеют ли составить перечень из 100 лекарств.
Защитники регулирования опираются на факт, что в Украине цены на препараты в полтора-три раза превышают европейские.
- Кто знаком с медицинской системой в Европе, знает, что львиную долю лекарств покупают по рецепту. Европейца не интересует, сколько стоит препарат, потому что он платит за него только проценты. Остальное покрывает либо страховой полис, либо реимбурсация (возмещение за счет государственных средств). Доступность лекарств – это то, сколько человек за них заплатил. Если препарат стоит 500 гривен, то после удешевления на 30% или 20% он не станет намного доступнее. Даже по программе «Доступное лекарство» Украина - единственная в Европе, где реимбурсация составляет 50%. В Европе – до 60% за счет страховки или возмещения. В Германии, где солидарная система, все 80%, – объясняет Екатерина.
Также представители аптек напоминают, что, когда их заставят «затянуть пояса», уменьшатся налоги в государственную казну. Кто меньше зарабатывает, тот и меньше платит.
– Мы все за то, чтобы цены снижались, но путем рыночной регуляции, а не силовыми методами, – резюмирует аптекар.
Однозначно нужно
Сходил в аптеку – и уже наелся, шутят люди, вынужденные часто наведываться в аптеки. Многие пенсионеры освоили интернет именно потому, чтобы изучать цены на препараты.
- У меня аптека под домом, но вынуждена ездить в другой район двумя троллейбусами, потому что там дешевая аптека, - вздыхает 70-летняя Вера Павловна из Киева.
Она говорит, если бы цены хоть немного сравнялись, у нее было бы в жизни облегчение.
– Аптечный рынок однозначно нужно регулировать, потому что это социально значимые товары, – убежден доктор фармацевтических наук, профессор Владимир Руденко. – И во многих странах мира этот рынок регулируется. Цены в аптеках очень высокие, и сами аптеки к тому тоже причастны. Но регулировать нужно не только аптеки, но и производителей, и дистрибьюторов. Если мы учитываем опыт Европы, то должны прежде всего создать, как во многих ее странах, каталог, где выписана предельная цена производителя, предельная цена дистрибьютора, предельная цена аптеки. Чтобы было четко понятно, сколько реально стоит препарат от производителя до аптеки, потому что сейчас у нас разбежность в ценах может быть в 200–300 гривен.
Относительно перечня лекарств, на которые цены должны быть, безусловно, снижены, эксперт отмечает, что он должен охватывать различные нозологии.
– Потому что одна история, когда там будут такие малозначимые товары, как валидол или аспирин, другая – если серьезные препараты, которые нужны людям с хроническими или тяжелыми расстройствами здоровья. Программа «Доступные лекарства» покрывает какую-то часть нозологий, но, например, не распространяется на такие чувствительные препараты, как антибиотики и т.д. Сам министр здравоохранения озвучил, что Минздрав хотел бы включить антибиотики в систему реимбурсации, чтобы не было самолечения. Но производители это проигнорировали. Они, возможно, не заинтересованы в том, чтобы антибиотики продавались по рецептам. Поэтому государству нужно установить некоторые правила. Потому что сейчас у нас производитель никак не регулируется. Не только тот, кто производит лекарственные средства, но вообще.
Вчера – лекарство, сегодня – БАДы
Жалобы аптек на потенциальные сокращения сети Владимир Руденко считает преувеличением.
- Аптечные сети активно развиваются. Ежедневно в стране, по данным аналитических исследований, открывают 1-3 аптеки. То есть количество аптек постоянно увеличивается. О закрытии – это, пожалуй, все-таки легкий шантаж. Но есть еще другой вопрос. У нас сегодня фармацевтов не хватает, чтобы работали во всех аптеках, – вот еще одна проблема.
В этом году, объясняет ученый, фактически не было студенческого набора. Установили бал 150, и набравшие его, по-видимому, пошли на другие врачебные специальности. Во многих вузах обучаются 10–15 будущих фармацевтов. А это значит, что через пять лет не будет естественной замены ушедшим на пенсию или просто из профессии.
– Возможно, не надо, чтобы в одном доме работало пять аптек, где торгуют люди без специального образования. Если какая-нибудь сеть закроет несколько точек, потребитель точно не пострадает.
Для открытия аптек, отмечает эксперт, условия сегодня выгодны. В селе – это любое помещение 20 кв. м, в поселке – 30 кв. м, в большом городе – 50 кв. м. Но в селах аптеки не открываются. Вместе с тем мало кто говорит, что аптеки не хотят брать лицензию на продажу препаратов с содержанием психотропных веществ и наркотиков. Люди страдают от онкозаболеваний, болевых синдромов после ранений, от расстройств психики, а лекарства негде взять. Так как аптекам на отпуск таких препаратов нужно дополнительно несколько метров к общей площади, нужен фармацевт, имеющий профессиональное образование, который прошел специальную комиссию и получил соответствующий допуск.
– Значит, все хотят просто торговать, не реализовывать лекарства, как это должно быть, а продавать.
Еще один момент, на который Владимир Руденко обращает внимание, это неконтролируемый большой ассортимент пищевых добавок – БАДов, которые продают фармацевтические сети под логотипом собственных торговых марок.
– Это сотни препаратов, которые еще вчера были лекарственными средствами, проходили доклинические, клинические исследования и апробацию. А сейчас превратились в пищевые продукты, навязываемые потребителю как спасение от инфарктов, инсультов и других болезней. И по немалой, в сотню гривен, цене. Это не лицензированное производство, как в отношении лекарственных средств, такие БАДы может делать кто угодно и где угодно. Госпродпотребслужба, Гослекслужба, Минздрав, видимо, не хотят это взять под государственный контроль. Поэтому, подчеркиваю, рынок нужно регулировать, но в комплексе. И не путем деклараций, потому что это заявления о намерениях, а регулироваться законами и постановлениями Кабмина. И реагировать на нарушение нормативных актов, - заключает Владимир Руденко.

