Дилемма принудительной эвакуации: между правом на выбор и правом на жизнь
Дилемма принудительной эвакуации: между правом на выбор и правом на жизнь

Дилемма принудительной эвакуации: между правом на выбор и правом на жизнь

Дилемма принудительной эвакуации: между правом на выбор и правом на жизнь

Вследствие неспровоцированной полномасштабной войны России против Украины вопрос эвакуации гражданского населения стал одним из ключевых приоритетов государства, и уже почти три года беспрерывно продолжаются соответствующие мероприятия. Так, на начало января этого года, по информации областных военных (государственных) администраций, были эвакуированы и размещены около 3 миллионов человек, из них приблизительно 655 тысяч детей и больше 105 тысяч лиц с инвалидностью.

В системе органов МВД эвакуационные мероприятия в отношении гражданского населения проводят подразделения Национальной полиции «Білі янголи» и ГСЧС. Сейчас функционирует 21 группа «Білих янголів», в состав которых входят 124 полицейских. Кроме того, привлечены 13 штатных и внештатных групп спасательно-эвакуационных работ ГСЧС общей численностью 140 человек.

Только в 2024 году системой органов МВД были эвакуированы около 18 тысяч человек, из которых почти 4 тысячи — дети. Кроме спасения живых и раненных людей, наши подразделения доставляют гуманитарную помощь, эвакуируют тела погибших, а также животных, что является важной составляющей гуманитарной политики.

Обязательная эвакуация в Днепропетровской области не объявлена – ОВА

Вместе с тем есть ряд проблемных вопросов, нуждающихся в усовершенствовании нормативно-правового регулирования. Эвакуация отдельных категорий лиц, которые из-за возраста или состояния здоровья не способны самостоятельно принять меры для сохранения своей жизни и здоровья, в частности детей, лиц с инвалидностью, граждан преклонного возраста и других, часто проводится с опозданием из-за нежелания их родных. В результате эти люди оказываются в беспомощном состоянии, став заложниками обстоятельств или решений своих близких. К сожалению, промедление с эвакуацией уже приводило к трагическим случаямгибели на территориях активных боевых действий, в частности в Донецкой, Сумской, Запорожской и Харьковской областях.

Именно поэтому МВД разработалопроекты законов, которые были одобрены правительством Украины и зарегистрированы в Верховной Раде под регистрационным номером 12353 (вопрос усовершенствования процедуры эвакуации) и 12354 (установление ответственности за нарушение требований военного положения). Законопроект №1253 уже принят Верховной Радой в первом чтении за основу.

Основная цель законопроектов — увеличение эффективности проведения эвакуационных мероприятий для сохранения жизни и здоровья гражданских лиц, неуклонное соблюдение вынужденных мер правового режима военного положения.

Первая проблема заключается в том, что сейчас законодательство регламентирует: эвакуация детей проводится только вместе с одним из родителей или лицом, замещающим их, или другими законными представителями.

Впрочем, как уже отмечалось, практический опыт показывает, что даже в районах, где ведутся боевые действия высокой интенсивности и российские оккупанты на подступах, встречаются неединичные случаи, когда родители упрямо отказываются эвакуироваться вместе с детьми. Очень тяжело понять такое решение, ведь они сознательно подвергают опасности не только себя, но и самых дорогих людей, которые не могут самостоятельно принимать решения.

Законопроект №12353 предлагает возложить обязанность на родителей (или лиц, заменяющих их) заботиться о безопасных условиях жизни ребенка. Если же родители или лица, заменяющие их, будут отказываться от эвакуации и эвакуации своих детей из населенных пунктов, расположенных на территории активных военных (боевых) действий, это сможет осуществить Национальная полиция с дальнейшей передачей детей органам опеки и попечительства в безопасных районах.

Из населенных пунктов, отнесенных к территориям возможных боевых действий, обязательная эвакуация детей предусматривается вместе с одним из родителей, заменяющим их лицом или другими законными представителями. Такая эвакуация проводится органами опеки и попечительства с участием Национальной полиции Украины.

То есть на законодательном уровне разделяется механизм проведения эвакуационных мероприятий детей с территорий возможных боевых действий и территорий активных военных действий (в последнем случае органы опеки и попечительства не работают из-за риска безопасности).

Такую вынужденную меру — эвакуацию ребенка Нацполицией из зоны активных боевых действий, даже если родители откажутся от эвакуации — концептуально поддерживают почти все заинтересованные стороны. Никто не сомневается: если взрослый человек сознательно подвергает себя опасности, это не должно касаться детей. В соответствии с Конституцией Украины, Конвенцией ООН о правах ребенка и действующим законодательством Украины, обязанностью государства является защита и сохранение жизни ребенка.

Нужно уточнить, что эвакуационные мероприятия предусматривают не только доставление из опасных районов в безопасные, а и предоставление временного жилья, медикаментов и вещей первой необходимости. Благодаря сотрудничеству с областными администрациями и волонтерами, этот механизм хорошо отработан.

Эвакуированы трое украинских моряков, освобожденных из плена йеменских хуситов — разведка

Согласно законопроекту №12353, решение об обязательной эвакуации детей принудительным способом принимает областная военная администрация по предложению военного командования и по согласованию с Координационным штабом по проведению эвакуационных мероприятий.

Еще один проблемный вопрос, с которым сталкивается система органов МВД и военные, — самостоятельное возвращение ранее эвакуированных лиц в районы ведения боевых действий. Кроме того, что эти действия подвергают таких лиц реальной опасности, они еще и создают трудности в проведении оборонительных операций против российских оккупантов. Как известно, нередко российские террористы используют гражданское население на временно оккупированных территориях в качестве живого щита.

Поэтому на законодательном уровне устанавливается ограничение на въезд (вход) и пребывание граждан в населенных пунктах, откуда проводится обязательная эвакуация, без специально выданных пропусков. Граждане смогут вернуться в населенные пункты, из которых осуществлялась обязательная эвакуация, после прекращения активных боевых действий и создания безопасных условий для жизнедеятельности населения.

Другим системно связанным правительственным законопроектом №12354 предусматривается административная ответственность за нарушение указанного запрета в виде штрафа от 510 до 850 грн, а в случае повторного нарушения — от 1700 до 3400 грн.

Кроме того, законопроект №12354 предусматривает введение административной ответственности за нарушение запрета находиться на улицах и в других общественных местах в определенный период времени без специально выданных пропусков и удостоверений (штраф от 850 до 1700 грн, в случае повторения — от 1700 до 3400 грн). Проще говоря, это ответственность за нарушение комендантского часа.

МВД неоднократно подчеркивало, что цель применения комендантского часа — улучшить работу представителей сектора безопасности и обороны, содействуя обеспечению общественного порядка, выявлению вражеских диверсионно-разведывательных групп, безопасному передвижению военной и специальной техники, а также выполнению других оборонительных мероприятий и мероприятий по безопасности.

К сожалению, за почти три года военного положения полиция зафиксировала значительное количество нарушений требований комендантского часа. Особенно сложная ситуация в прифронтовых регионах, где работают вражеские диверсионно-разведывательные группы, отслеживается движение военной техники, а также наносятся прицельные удары по позициям украинских защитников.

Установление ответственности за несоблюдение режима военного положения — острая практическая необходимость, на которой постоянно акцентируют внимание подразделения полиции и силы обороны Украины.

Источник материала
loader
loader