Даже после того, как Министерство транспорта Казахстана опубликовало первоначальный отчет о крушении самолета «Азербайджанских авиалиний» 25 декабря прошлого года, российская сторона продолжает сохранять предвзятый подход к инциденту.
Так комментирует информационное Агентство Азери-Пресс (АПА) ход расследования авиакатастрофы.
По данным АПА, в предварительном отчете указано, что пассажирский самолет Embraer 190-100 IGW, зарегистрированный в государственном реестре под номером 4K-AZ65 и выполнявший регулярный рейс из Баку в Грозный рейсом J2-8243, столкнулся с потерей сигнала GPS в воздушном пространстве России, в том числе над аэропортом Грозного.
В сообщении отмечается, что после того, как самолет не смог совершить повторную посадку над Грозным из-за неблагоприятных погодных условий, капитан принял решение вернуться в Баку. После принятия этого решения бортовой самописец над Грозным зафиксировал два посторонних шума с интервалом в 24 секунды.
В результате сравнения данных CVR и FDR установлено, что через 4 секунды после первого постороннего звука вышла из строя 3-я гидросистема, через 6 секунд — 1-я гидросистема и через 21 секунду — 2-я гидросистема. В фюзеляже самолета были обнаружены многочисленные проколы и глухие отверстия, что было заснято на фото и видео. Эти повреждения были обнаружены в большом количестве в задней части фюзеляжа самолета, особенно на вертикальном и горизонтальном стабилизаторах, а также на левом крыле и левом двигателе. Была предоставлена информация о повреждениях фюзеляжа самолета, полученных в результате удара посторонних предметов.
В первоначальном отчете не содержалось никакой информации, указывающей на столкновение с птицей. Из слепых повреждений обломков самолета были обнаружены и извлечены посторонние предметы, не принадлежащие самолету, а фотографии этих посторонних предметов были представлены общественности в тексте первоначального отчета.
В отчете говорится, что в 05:13:32 были потеряны основные системы управления самолетом, а в 05:21:42 диспетчер-координатор сообщил Грозному об операции «Ковер». В отчете не упоминается никакой информации, в том числе о факте взрыва кислородного баллона. В тексте первоначального отчета приведены выдержки из фото-, аудио- и цифровых записывающих устройств, подтверждающие изложенные здесь факты. Целью предоставления этих выдержек из доклада является еще раз напомнить российской стороне о ее ответственности.
В то же время после публикации доклада соответствующие российские ведомства, в первую очередь Росавиа, выступили с необоснованными заявлениями, чтобы уйти от ответственности. Российская пресса в этом вопросе не отстает.
Об этом наглядно свидетельствуют заявления официальных учреждений и отдельных лиц, а также материалы, опубликованные в российской прессе. Российская сторона таким образом намерена создать ситуацию «малайзийского Boeing-2».
Напомним, в июле 2014 года на юго-востоке Украины был сбит самолет Boeing-777 авиакомпании Malaysia Airlines, летевший из Амстердама в Куала-Лумпур, в результате чего погибли все 298 человек, находившиеся на борту. Хотя было подтверждено, что самолет был сбит в воздушном пространстве Донбасса, оккупированного Россией, с использованием вооружения, принадлежащего России, Москва до сих пор не взяла на себя ответственность и безосновательно обвинила Украину.
Действия российских чиновников, экспертов и СМИ в отношении самолета AZAL свидетельствуют о том, что они избрали ту же тактику. Однако результаты расследования, последовательность аварии, факты и доказательства говорят об обратном. На сегодняшний день в поселке Ханкала Грозного, столицы Чечни, нет ни одной воинской части.
Издание отмечает, что претензии Азербайджана уже были озвучены на самом высоком уровне, тем более, что у Баку имеются в наличии части ракет Панцирь-С, которыми был сбит самолет. Также личности тех, кто отдавал приказ вести огонь, и тех, кто открывал его, известны азербайджанской стороне.
"Формируется доказательная база, собираются факты и доказательства, ведется подготовка к обращению в международный суд. Однако двери для диалога с Россией открыты. Москва должна открыто признать свою вину и взять на себя ответственность", Однако, похоже, российская сторона хочет замять ситуацию и переложить ответственность на экипаж самолета",- говорится в публикации APA.
Напомним, 25 декабря 2024 года в Казахстане, вблизи города Актау, упал пассажирский самолет Azerbaijan Airlines, на котором находилось около 70 человек. Борт, потерпевший крушение, летел из Баку в российский город Грозный. В Грозном борту не дали посадку и перенаправили в Махачкалу, а после этого в Актау. Сигнал о чрезвычайной ситуации самолет подал, когда находился над Каспийским морем. Министерство по чрезвычайным ситуациям Казахстана подтвердило ЧП. Однако позже стало известно, что самолет был обстрелян
В свою очередь Минтранспорта Казахстана сообщило, что в связи с крушением самолета проведут специальное расследование.
После крушения самолета близ выжило 25 человек. Они госпитализованы в тяжелом состоянии. СМИ сообщали, что на борту находились 37 граждан Азербайджана, 16 россиян, шесть граждан Казахстана и три гражданина Киргизии.