На днях украинскому сказочнику Сашку Лирныку исполнилось 62 года. Накануне "Апостроф Lime" пообщался с писателем и сценаристом, узнав кулинарные секреты художника и его мнение о мастерстве украинских авторов. Также Александр Иванович рассказал о своих политических убеждениях.
Саша Лирнык Фото: facebook.com/p/Сашко-Лирник
Предательницы Повалий и Успенская назвались "украиночками" и признались в любви России.
– Здравсвуйте. Как лучше к Вам обращаться: Саша, Александр, Александр Иванович, господин Лирнык?
- Как хотите, но Сашко мне больше нравится.
- Хорошо. Сашко, недавно Вы в остроумной манере предложили ценителям своего творчества рецепт индюка "Барыга проклятый". Это название связано с политикой? Учитывая, что когда-то Вы вели кулинарные программы, и часто в Ваших книгах можно встретить рецепты, какое блюдо считаете коронным?
– Название случайное, я несколько раз его менял. Но люблю конфеты "Корівка" Roshen, так и родилось название. Обожаю готовить, но у меня дома обычно женщины хозяйничают. Когда уже я на кухне, то творю свои шедевры. Когда-то на радио FM каждое воскресенье рассказывал новый рецепт. Обычно экспериментирую, придумывая свои блюда. Очень люблю жареный картофель, но лучше всего я готовлю бограч. Летом, когда мы отдыхаем на базе, я традиционно в котле готовлю на 100-200 человек. Даже думал открыть свой концептуальный ресторан.
- То есть в будущем Вы можете составить конкуренцию Клопотенко?
- Клопотенко мне не ровня. Я готовлю вкусно, а он готовит попсу. Но пусть украинских блюд будет как можно больше. Клопотенко – попсист, но не кулинар. Я был противно удивлен, когда он как-то пожарил свои сандалии. Это пренебрежение к людям. Шоу и попса не имеют никакого отношения к кулинарии. Я вот новую книгу написал и там будет раздел по моим рецептам. Они жизненные, простые и очень вкусные. Так как я делаю, никто не делает. Моя кулинария отшлифована годами и настояла на традициях тысячелетий.
Радиоведущий посмеялся над попытками Олега Винника провести концерт.
- После хорошего обеда и сказки хорошо пишутся…
– Нет, сказки пишутся на голодный желудок. Артист и художник должны быть голодными во время работы, особенно во время выступления. Например, когда я вел свадьбу, ничего не ел, а только пил воду. Так можно продуктивно работать, чтобы людям было интересно.
"Война вечна. Всегда будут люди, которые будут хотеть нас уничтожить" Фото: facebook.com/p/Сашко-Лирнык
– Что для Вас труднее: непосредственно придумать интересную историю для детей или воспроизвести ее?
– Это всегда индивидуально. Я никогда не повторяю чужого, никогда не читаю людям, а всегда все рассказываю из головы вживую. В этом и есть ценность и секрет, нет заученности, только живое общение и импровизация. К выступлению никогда не готовлюсь. У меня всегда была проблема, потому что на телепрограммах есть продюсер. И у всех одинаковая система. "Давай вот здесь мы посадим детей, будем снимать, а ты им рассказываешь…". Я не конфликтовал с продюсерами, обходил их ловушки и умел настоять на своем. Бывало, что программы закрывали из-за конъюнктуры. Но мои программы имели самый высокий рейтинг. Люди всегда чувствовали, что работаю для них, а не для продюсеров, режиссеров, владельцев каналов. Мне и из оккупации писали, что мои сказки спасают людей.
– Сейчас дети поголовно сидят в мобильных телефонах, любят современных фантастических героев, компьютерные игры и т.д. Как у Вас получается на время оторвать молодежь от гаджетов, вызвав интерес к казакам, характерникам, героям украинской мифологии?
- Мы не уйдем от гаджетов. Но гаджеты точно не мешают быть гением. Я всегда вижу, что только начинаю рассказывать сказку, то один, второй, третий откладывают в сторону телефоны. Ибо ничто не заменит живое общение. Важно, чтобы сценаристы, писатели наполняли интернет интересным контентом. Например, сотни фильмов не смотрят, а мою "Пекельну хоругву" снова и снова пересматривают. Да, она на фоне "Скаженого весілля" не такая понтовитая и раскрученная, но современные сериалы – это преимущественно посмотрел и забыл.
"Безуглить и арестнуть": писатель решил обогатить украинский язык.
- Сказка о победе добра над злом, о победе Украины нужна и детям, и взрослым…
- Хочу сказать, что многие дети, которые меня читали и слушали, из-за войны эмигрировали с родителями за границу. Они там прижились, дети пошли в местные школы. Сейчас взрослые больше заинтересованы в моем творчестве. Также мне пишут и звонят ребята с фронта, говорят, что читают мои сказки, которые помогают им жить.
- А с войной все началось с "Казок для бліндажа", да?
– Когда началась война и бомбардировки, мне начали писать мамы. Мол, что делать, потому что дети боятся и не хотят в бомбоубежищах сидеть. И я начал записывать "Казки для бліндажа". Надо уметь задеть душу, найти нужные слова. Ко мне также и бойцы приходили со словами: "Можно Вам исповедоваться, потому что завтра нам в бой?". А ведь я и не являюсь священником. Но человеку нужен человек и общение.
- Я какие сказки больше всего любят наши воины? Обращаются ли к Вам за читательскими советами?
– Любая моя сказка – это всегда разговор о любви, о вечном. На моих выступлениях проходит синергия. Меня удивило, как наши воины любят сказку "Івасик Телесик". На самом деле сказки сейчас немногие рассказывают. Я обычные известные сказки могу рассказать так, что будут слушать с открытым ртом. А у сказок, проживших тысячелетия, не имеют срока годности.
Наши воины просят мои книги. Очень понравилась им "Книга для дорослих". Хочу подчеркнуть, что часто наши авторы хотят поразить читателя, чтобы повлиять на эмоции, но людям, прежде всего, надо лечить души. Это как ребенок несет маме забитый пальчик, чтобы она его поцеловала.
"Если ты делаешь вечные вещи, то здесь нет места хайпу" Фото: facebook.com/p/Сашко-Лирнык
"На фронте не выбираешь": Вакарчук провел для военных 290-й концерт и рассказал, в каких местах приходилось выступать.
- А каких слушателей заинтересовать труднее всего? Были ли у Вас провальные выступления?
– У меня провальных выступлений обычно нет, но был один случай. Там, где я не видел людей. Артистка Степная устраивала благотворительный аукцион в казино на Осокорках и меня пригласили выступить. Была сцена, с которой зрителей не было видно. И у меня было чувство, что я рассказываю в пустоту. Но неизменно то, что заинтересовать зрителя – это прежде всего задача исполнителя. Если он этого не может сделать, значит это плохой исполнитель.
- Вы верите в какие-то приметы и знаки перед выступлением?
- У кобзарей есть такая примета: если под церковью ты поешь, чтобы заработать деньги, ты никогда не заработаешь. А если ты поешь ради того, чтобы петь, то деньги будут, сами придут. Главное – творчество и душевность. Этого никогда не понять современным стендаперам, 95 Кварталу, которые хайпуют и хотят сорвать аплодисменты. Но если ты делаешь вечные вещи, то здесь нет места хайпу, который через час забудется. Но у нас почему-то предпочитают сериалы, кварталы, дерьмо всякое. Когда я обращаюсь с предложениями снять хорошее кино, его не пускают. Сейчас фильмы снимают неукраинцы для неукраинцев.
– А почему? Из-за отсутствия идеи? Как Вы считаете, ситуация не изменится после нашей победы?
– Давайте не будем сейчас об этом говорить. Война вечна. Всегда будут люди, желающие нас уничтожить. Нам нужно отразить врага и сберечься. А что касается киноиндустрии, пока руководит эта власть, украинского кино не будет. Но пока есть такие сумасшедшие, как я, мир будет сохраняться. Меньшинство всегда побеждает.
Я токсичен, меня власть ненавидит. Обычно сталкиваюсь с циничной игрой ниже пояса, когда речь идет о моих предложениях. Когда, например, пять экспертов ставят более высокую оценку, а один нанятый – самую низкую. И мне не хватает чуть-чуть. Это специально делается.
Певица Елена Тополя объяснила, почему не выпускает песни о войне.
- Ваша книга "Доктор Крапелька" вновь мгновенно разлетелась. Она для семейного чтения и правильного воспитания детей. Какие жизненные истории вдохновили Вас на ее написание?
– Меня поразил подход к воспитанию детей, когда я был в Финляндии. Там дети не играют, а живут. То есть если игрушечная кухня, то там газ горит, если кукла беременна, то внутри есть ребенок. Это не сюсюканье с детьми, а воспитание. И вот моя книга написана как семейная книга. В ней те истории, которые я сам видел.
- А как Вы относитесь к творчеству Вашего коллеги писателя Андрея Кокотюхи?
– Кокотюху очень давно знаю. Его книги – это совсем не мой жанр и не мой стиль. Но однажды мы даже поругались, он начал писать странные вещи о русском языке. Я спросил его, что это такое, а он меня забанил. Кокотюха - придворный сценарист в одной кинофирме. И я помню его реакцию, как моя "Пекельна Хоругва" выиграла, а его работа – нет. Но мне с ним нечего делить, у него свой жанр.
- Разделяете ли Вы мнение Кокотюхи, что украинские авторы не умеют писать? Он критиковал и Оксану Забужко, мол, она забористо пишет…
– Не знаю его мнение. Но знаю авторов, не умеющих писать. Но я никогда рецензий не пишу, потому что не считаю себя вправе кому-то советовать. А с Оксаной Забужко я знаком, мне очень понравилась ее книга "Польові дослідження з українського сексу". С удовольствием ее прочел. У нее свой стиль. И я не считаю себя метром, чтобы советовать кому-нибудь, как писать.
"Они просто отмахнулись": режиссерку Цилык возмутила реакция университета Карпенко-Карого на секс-скандал с преподавателем.
А что касается детских книг, то я не могу назвать автора, который хорошо пишет. Они преимущественно сюси-пуси, белочки, зайки, котики, жучки для крошечных. Мне очень нравился Константин Когтянц, Всеволод Нестайко. А насчет других… не хочу никого оскорблять. Украинских писателей должно быть очень много, чтобы из них выбирать лучших. Их будет два-три. А из поэтов мне очень Артем Полежака нравится, он копает глубинные вещи. Гений есть гений. Такие случаются, слава Богу. Ну и я гений (смеется). Все регалии к одному месту, главное, что ты интересен людям.
– И немного не о сказках. На следующих выборах за кого будете голосовать?
- Я буду голосовать за того человека, который будет полезнее для Украины. Если это будет Залужный, я проголосую за него. Если будет Порошенко, то за него. А Порошенко я просто искренне уважаю, потому что вижу, как человек себя повел в тяжелой ситуации. У него все есть, он в любое время может уехать и жить на Багамах. Но он здесь и своими средствами помогает фронту. И еще одна показательная история. В свое время я очень много выступал в интернатах, и поехал однажды в Винницкую область в интернат, одновременно туда приехала женщина, которая привезла детям необходимые вещи. Это была Марина Порошенко. Там я с ней познакомился. Этого никто не показывал по телевидению. И этого для меня достаточно. Потому что все шоу Зеленских – это показуха.