26 января должен начаться прием заявок на получение "паспорта Новой Беларуси".
Этот документ, созданный белорусскими оппозиционными силами, должен стать альтернативным инструментом легализации для белорусов в Европе.
Запуск паспорта мог бы стать прорывным проектом белорусских демократических сил, увеличив политическую субъектность демократического движения.
Однако на данном этапе инициатива столкнулась со шквалом критики и серьезными проблемами.
Подробнее – в статье Павла Радя и Ярослава Черногора из Совета внешней политики "Украинская призма" Паспорта в обход Лукашенко.
Стал ли успехом самый масштабный проект белорусской оппозиции.
Далее – краткое его изложение.
Впервые проект паспорта был представлен в августе 2023 года с планом выдачи первых паспортов уже в начале 2024 года.
Однако уже на этапе реализации возникло несколько трудностей.
Сначала сильно сместились сроки полноценного запуска проекта, а летом 2024 года Павел Латушко, представитель Объединенного переходного кабинета (ОПК, протовласть белорусских демократических сил) по вопросам транзита власти, заявлял о том, что проект "подвисает" из-за отсутствия готового экземпляра и из-за проблем с признанием такого документа на уровне государств-членов ЕС.
Впоследствии возник скандал вокруг подрядчика.
Как выяснилось, литовское предприятие, которое должно было заниматься печатью паспортов, было связано с "кошельком" Александра Лукашенко Виктором Шевцовым, а за самой компанией тянулся шлейф коррупционной деятельности.
Третьим серьезным вызовом стала отставка представителя по международным делам ОПК Валерия Ковалевского, который был идейным вдохновителем проекта и отвечал за его реализацию.
Поэтому после отставки Ковалевского изменился состав команды, которая работала над проектом, а главой инициативы был назначен литовец Марус Гуделайтис.
Начало принятия заявок на получение "оппозиционного" паспорта совпало с днем "президентских выборов" в Беларуси.
И это явно не случайно, потому что запуск паспорта стал одним из ответов демократической среды Лукашенко.
"Это не только символический, но и реальный сертификат, хотя он пока непригоден для международных поездок.
Конечно, наша цель – чтобы этот документ мог заменить паспорт иностранца, использоваться для путешествий, а также заменить просроченные паспорта при подаче документов на легализацию, например.
В течение этого года мы будем добавлять в паспорт определенный функционал", – уверяет советник Светланы Тихановской Франак Вячорка.
Впрочем, этот проект до сих пор имеет ряд серьезных проблем, связанных с реалистичностью его полноценного внедрения и политической волей других стран.
Самым очевидным вопросом остается функционал документа.
Скорее всего, даже в случае успешного завершения переговоров с другими странами возможности владельцев паспортов в каждой стране будут отличаться, а затем "паспорт Новой Беларуси" не сможет полностью заменить документы государственного образца, монополия на выдачу которых остается в руках режима Лукашенко.
Однако еще более насущным вопросом для рядового белоруса является безопасность персональных данных.
Ведь режиму Лукашенко ранее неоднократно удавалось получить доступ к чувствительной информации.
Изначально существовала очень небольшая вероятность того, что "паспорт Новой Беларуси" сразу же станет полноценной заменой для документов официального образца, монополию на которые сохраняет режим Лукашенко.
Маловероятно и то, что белорусским демократическим силам удастся в течение следующих месяцев достичь значительного прорыва, пока в вопросах документов взаимодействие происходит только с официальным Минском.
Провал проекта может поставить под сомнение дальнейшие перспективы белорусской оппозиции во главе со Светланой Тихановской.
Подробнее – в материале Павла Радя и Ярослава Черногора Паспорта в обход Лукашенко.
Стал ли успехом самый масштабный проект белорусской оппозиции.