В свете результатов президентских выборов в США критическим становится вопрос сохранения военной помощи Украине от нашего основного союзника. Важны также вопросы объемов и стабильности поступления финансовой помощи от Штатов. Адекватная оценка геополитических процессов и проактивная позиция власти должны обеспечивать продолжение международной поддержки Украины в деле отражения внешней агрессии России и удержания устойчивости национальной экономики.
На сегодняшний день заключенные государством соглашения с международными партнерами дают основания для оптимистических ожиданий по покрытию дефицита внешнего финансирования в 2025 году (см. табл. 1).
В 2025 году правительство и МВФ ожидают поступления 13,7 млрд долл. от ЕС (из Ukraine Facility), 19,1 млрд долл. по плану ERA от G7 и ЕС (под поток доходов от замороженных российских активов), 3,1 млрд долл. от МБРР, 2,7 млрд долл. от МВФ, 1 млрд долл. от Великобритании и других. Вместе взносы внешних доноров должны обеспечить пополнение бюджета Украины на 41 млрд долл. США.
Ситуация с внешним финансированием станет менее благоприятной в 2026 году. Ведь обязательства международных доноров на этот год едва дотягивают до 21 млрд долл. с наибольшими ожидаемыми поступлениями из Ukraine Facility и ERA (Extraordinary Revenue Acceleration).
План ERA станет наиболее весомым каналом поддержки Украины в течение 2025-го — первого квартала 2027 года. Предполагается, что каждый его участник (Канада, Япония, ЕС, Великобритания, США) использует свой механизм финансирования Украины. Максимальная сумма кредита ERA от ЕС — 35 млрд евро — утверждена Европейским парламентом в октябре. Министры финансов Украины и США недавно подписали совместное заявление, которым подтвердили намерения мобилизовать для Украины 20 млрд долл. взноса США.
Параллельно с этим основанный институтами ЕС Ukraine Loan Cooperation Mechanism (ULCM) будет предоставлять Украине безвозвратную финансовую помощь на погашение займов ERA. ULCM будет периодически пополняться за счет доходов, полученных депозитариями стран ЕС от обездвиженных российских активов.
Предполагается, что в бюджет Украины поступят 33,1 млрд долл. из общей суммы займа ERA в 50 млрд долл. (17 млрд долл. будут направлены на военные закупки). С высокой вероятностью новая администрация США будет выполнять свои обязательства по плану ERA и предоставит Украине 20 млрд долл. займа под доходы от замороженных российских активов.
Но начиная со второго квартала 2027 года, при отсутствии новых финансовых гарантий от партнеров, Украина столкнется с колоссальным дефицитом внешнего финансирования. Это создаст существенные угрозы для поддержки дееспособности нашей экономики и обороноспособности страны.
При каденции нового президента США вполне возможно с 2027 года существенное уменьшение или сведение к минимуму финансовой поддержки Украины от США. Стоит напомнить, что именно по настоянию руководства Республиканской партии финансовую помощь Украине в этом году перевели с грантовой формы в кредитную.
В апреле 2024 года Конгресс США принял решение, что 7,85 млрд долл. бюджетной поддержки Украине будут выделяться в форме займа согласно Ukraine Security Supplemental Appropriations Act (USSAA). При этом USSAA предоставляет президенту США полномочия списать соответствующий долг — одну вторую в любое время после 15 ноября 2024 года и остальное после 15 января 2026-го. Нынешние политические расклады в США дают мало оснований ожидать полного списания более 7 млрд долл. американского займа Украине.
В плоскости новых геополитических реалий, очевидно, ЕС следовало бы активизировать свою роль донора финансовой и военной помощи Украине для предотвращения коллапса нашей экономики и проигрыша Украины в войне с Россией.
Стоит отметить, что ЕС и его государства-члены с начала войны до 1 сентября 2024 года уже предоставили Украине 48 млрд евро финансовой помощи и 43,6 млрд евро военной помощи (см. табл. 2). В целом объем выделенной помощи от официальных двусторонних доноров достиг 218 млрд евро, в составе которой военный компонент занимает 52%.
К сожалению, на сегодняшний день существующие международные обязательства недостаточны для мощного сопротивления агрессору, нашей победы в войне и восстановления экономики Украины. Хотя мы, безусловно, должны быть искренне благодарны за спасение от российской оккупации как ВСУ, так и нашим ключевым партнерам: США (100,2 млрд евро утвержденной помощи), Германии (23,1 млрд), Великобритании (20,9 млрд), Японии (12,4 млрд), Нидерландам (10,9 млрд), Швеции (10,1 млрд), Дании (9,4 млрд), Канаде (8,4 млрд евро).
По моему мнению, в 2026–2027 годах адекватная поддержка Украины со стороны ЕС должна была бы опираться на расширение финансового потенциала Ukraine Facility и увеличение его грантовой части.
Но в дальнейшем проблема финансовой помощи Украине будет только обостряться, поскольку с 2028 года закончится срок действия Ukraine Facility и заработает новый среднесрочный бюджет ЕС. С учетом этого коллективный бюджет ЕС на 2028–2034 годы мог бы предусматривать создание новых фондов для финансирования восстановления Украины, а также включение Украины в политику солидарности ЕС.
Некоторое пространство для маневра по увеличению поддержки Украины Евросоюз получит с 2026 года в связи с прекращением функционирования антиковидного фонда RRF при существующих возможностях Еврокомиссии заимствовать средства на рынке капиталов. Однако даже такой подход не обеспечит решение проблем Украины, поскольку наша страна будет нуждаться в существенной внешней поддержке в грантовой, а не кредитной форме.
Тем более в условиях, когда объем государственного долга Украины уже приближается к 100% ВВП, а потребности в финансировании восстановления и реконструкции национальной экономики сейчас составляют около 600 млрд долл.
Чтобы определить желательные параметры внешнего официального финансирования Украины и целесообразность проведения очередной реструктуризации государственного долга в 2026 году (возможность которой предусмотрена в программе МВФ), мы выполнили комплексный анализ долговой устойчивости Украины (debt sustainability analysis, DSA). Разработанная автором имитационно-балансовая модель по методологии DSA генерирует будущие значения показателей государственного долга и потребностей в заемном финансировании, исходя из допущений среднесрочной динамики макроэкономических и финансовых показателей Украины.
Модельно-прогнозные расчеты показали, что риски долгового кризиса в Украине актуализируются по трем основным сценариям: базовому, негативному и позитивному макросценарию. Показательно, что эти сценарии генерируют прогнозные показатели государственного долга с существенным превышением установленных предельных уровней.
Даже в рамках базового сценария пиковое значение государственного долга — 103,9% ВВП существенно отклоняется от экономически безопасного уровня. В рамках же негативного сценария прогнозируется перманентный рост размера государственного долга с достижением максимальной величины — 130% ВВП в 2028 году.
В целом комплексный анализ DSA говорит о том, что удержание устойчивости государственных финансов Украины в среднесрочном периоде потребует привлечения адекватных объемов внешнего финансирования, доведения доли грантов в его структуре как минимум до 45% и проведения повторной реструктуризации внешнего долга в 2026 году.
Оптимистически-корректирующий сценарий DSA дает следующие прогнозные показатели государственного долга: 102,7% ВВП в 2025 году, 90,1% в 2026-м, 85,5% в 2027-м и 82% ВВП в 2026 году. Их достижение, среди прочего, будет опираться на применение 53-процентной скидки к номиналу (haircut) реструктурированных еврооблигаций и двусторонних официальных кредитов в 2026 году.
Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют: только внедрение действенных корректирующих мер позволит вернуться к нисходящей динамике государственного долга Украины и приблизиться к промежуточным предельным показателям долга и потребностей в заемном финансировании.
Для реализации этого сценария коллективным институтам ЕС и его государствам-членам следовало бы играть ведущую роль в мобилизации достаточного льготного финансирования для Украины в рамках бюджетных механизмов ЕС. Кроме того, успешная реализация программы восстановления Украины должна опираться на возложение ответственности за понесенные потери и причиненные убытки на агрессора. Для этого государства ядра ЕС должны принять соответствующее законодательство, гарантирующее восстановление базовых прав жертв военной агрессии, в том числе и права на финансовое возмещение путем конфискации активов государства-агрессора.
Эта публикация подготовлена при поддержке Европейского Союза в рамках Horizon 2020 Research and Innovation Programme (проект EURIZON, грантовое соглашение №871072).