Почему не стоит идеализировать школьные оценки
Почему не стоит идеализировать школьные оценки

Почему не стоит идеализировать школьные оценки

Почему не стоит идеализировать школьные оценки

Закончилась первая четверть, и, конечно, многим родителям хочется понимать, насколько успешен в учебе их ребенок. Часто вывод об этом они делают по оценкам. Но оценка — это лишь один из элементов контроля, и не стоит ее идеализировать.

Поговорим об оценивании в школе и о выводах, которые делают родители, увидев наличие или отсутствие определенных оценок у своего ребенка.

Прежде всего нужно забыть о том, что оценка должна отражать объективное соответствие или несоответствие ученика некоему стандарту. Потому что такого стандарта нет. Точнее, в каждом заведении, у каждого учителя свой стандарт, и он может меняться быстрее, чем родители доберутся до школы, чтобы что-то выяснить. Но оценка сохраняет значение как инструмент влияния учителя на учеников. Опытный педагог может достичь магической результативности, просто ставя в одних местах галочки, а в других — крестики. Понять что-то, созерцая эти галочки и крестики со стороны, нереально. Разве что учитель сознательно передает какую-то информацию родителям, но и тут могут возникнуть проблемы коммуникации. «Как там мой, все нормально?» — спрашивают родители у учителя. А это зависит от того, что имеется в виду. Ведь на самом деле успешность ученика по тому либо иному учебному предмету (или по всем сразу, или просто успеваемость в разных сферах, не связанных со школой) состоит из нескольких компонент, и оценка не может отразить их все.

Мотивация. Наверное, это самое важное, что есть в учебе. Есть ли у ученика стремление к знаниям, интересен ли ему предмет? По большому счету будет мотивация — будет и все прочее. Но ставят ли за уровень заинтересованности оценки? Каким тестом ее проверишь? Кстати, мотивация имеет свою внутреннюю структуру, и тоже состоит из нескольких компонент. Может, ученик ориентирован на хорошие оценки, боится плохих, может, ему нужно внимание взрослых, а может, одобрение (это разные вещи). Может, он хочет быть самым лучшим или доказать себе и всем, что он крутой, а может, ему интересно содержание учебного материала. Возможно, ученик считает, что знания понадобятся для профессии, на которую он ориентируется, а бывает так, что учиться — модно. На самом деле чаще все вместе, но в какой пропорции? Понимать источники мотивации критично важно, чтобы ее вызвать и поддерживать, уметь заинтересовать.

Скорость восприятия. Вот где основной источник оценок. Способность сразу постичь содержание, понять, чего от тебя хотят, в ограниченное время ответить на вопрос — не последнее качество в жизни, и в школе совсем не лишнее. Есть и другие не менее важные качества, но зарабатывать оценки они помогают в меньшей степени, а иногда и мешают.

Глубина восприятия. Способность устанавливать взаимосвязи, прослеживать отдаленные последствия, понимать общую картину — неплохо, не так ли? Но это громоздкое бремя. Это тормоз, который заставит вас задуматься над одним заданием, вопросом и, возможно, так и не получить на него ответ, на который рассчитывал учитель, а на другие вопросы контрольной уже не останется времени.

Устойчивость полученных знаний. Явно важный параметр, но его практически никогда не проверяют, и поэтому на оценки он не влияет. О контрольных и экзаменах предупреждают заранее, чтобы ученик успел насовать материал в кратковременную память, «подготовиться». Оценочных вопросов по темам, которые были, например, год назад, не ставят.

Креативность. Способность рождать идеи, видеть неожиданное решение проблемы, пути развития — чрезвычайно важная черта для современного человека. Но для ученика, скорее, проблема. Бурный поток идей, не всегда адекватных, может мешать учителю, например, если у него есть план урока, а этот, посмотрите на него, креативный, уже что-то придумал, отвлекает себя и других.

Аккуратность. Вот еще один источник оценок, одна из высших школьных добродетелей, да и в жизни не лишняя. Старательно выполненное домашнее задание, аккуратно оформленная самостоятельная работа, приятный внешний вид — мечта учителя.

Сосредоточенность. Способность руководить вниманием, удерживать его на определенном объекте, концентрация — очень мощный инструмент в обучении и жизни, который часто приходит с возрастом. Но он противоречит многозадачности — человек может выпасть из контекста, прозевать остановку, получить проблемы в общении.

Коммуникабельность. Общаться в рамках учебного предмета непросто. Умение задавать вопрос, обсуждать информацию, делиться впечатлениями, отстаивать, обосновывать свое мнение. Умение работать в команде, подчиняться, руководить. Давайте придумаем, как это проверить в системе ВНО? Заработаем Нобелевскую премию по педагогике.

Инициативность. Способность начинать дело, делать первый шаг, смелость, решительность. К сожалению их не особо приветствуют в нашей школьной системе. Существующие формы контроля над успешностью учеников не предполагают оценивать их инициативность. Может, потому, что это качество не важно? Вряд ли. Может, числом его не оценишь? Это вероятнее всего.

Этот без претензии на полноту перечень показывает, что успешность ученика — это многокомпонентная характеристика, которую практически невозможно выразить небольшим натуральным числом (оценкой). Компоненты успешности влияют друг на друга, меняются со временем, иногда их нехватка создает критичные проблемы, иногда проблемы создает чрезмерное развитие, а иногда полная неуспеваемость по одному из пунктов окажется непринципиальной, ученик ее перерастет, забудет.

Уважаемые родители, о чем же вы узнаете, когда видите оценки своего ребенка, например, 10, 3, 10 и (тематическую!) 9? По большому счету — ни о чем, а если подробнее, то кое-что о состоянии отношений ученика с учителем, об умении приспосабливаться. Я видел ситуации, когда 9 означало, что ученик спокойно сидит на уроках и иногда даже записывает что-то в тетрадь. Просто большинство не делало и этого, а несколько учеников, если еще что-то помнили, то получали 10–12. Видел и такие ситуации, когда 9 означало полное владение курсом за четыре года, способность вступить в лучшие профильные вузы, но ученик иногда ошибался в сложных расчетах.

Была еще история, когда ученик 4-го класса получил за семестр оценку 1 по предмету «этика». Как думаете, этот ученик был маньяком? Садистом? Нет, просто оценки ставили за выполнение заданий в специальной рабочей тетради по этике, которую ребенок счастливо потерял уже в первый день занятий, то есть у него не было ни одного выполненного задания за семестр.

Если вы (родители) хотите быть в курсе успехов и проблем вашего ребенка, нужно отбросить иллюзию, что благодаря оценкам вы что-то контролируете. Это слишком узкий информационный канал, не ищите простого решения сложной проблемы. Ограничиться наказанием за плохие оценки и одобрением за хорошие означает бежать от ответственности, отказаться вкладывать энергию своей личности в развитие ребенка. Что вообще не смертельно, но грустно. Потому что ребенок, подросток нуждается во внимании прежде всего родителей, это крайне необходимо для формирования личности, для самооценки — настоящее внимание, живое, эмоциональное. Потребность в таком контакте обычно есть и у родителей, но бывает не совсем понятно, как это осуществить на практике. Вот и получается, что за случайную двойку можно получить дома скандал, а за выклянченные двенадцать — новый телефон. Родители так бурно реагируют на оценки, потому что у них есть святая потребность бурно реагировать, а лучшего контакта с ребенком, чем дневник, у них нет.

Уважаемые родители, налаживайте контакт с ребенком. Пусть школьное обучение не повредит вам, не станет источником постоянного конфликта, а поможет. Обсуждайте с ребенком содержание учебного материала, покажите, что интересуетесь предметом, считаете его важным (а если не считаете, пусть не учит, правда), это очень нужно для мотивации ребенка. Покажите, что и вы немного разбираетесь в предмете, но кое-чего и не знаете, пусть ребенок объяснит. Честно, школьные предметы содержат очень много интересного и полезного, и я уверен, что ни один взрослый не знает всего этого в полном объеме. Выполните вместе с ребенком задания не для того, чтобы обеспечить ему хорошую оценку на завтра, а чтобы почувствовать содержание и уровень сложности этого задания, увидеть в совместной работе уровень ребенка. Хорошо, если бы были предусмотрены специальные задания для выполнения всей семьей — в старших классах, по серьезным предметам, не ежики из шишек. Спросите о событиях в школе, на уроках, об учителе, выкажите свое отношение (это отдельная сложная тема, что говорить, если учитель лично вам не нравится, наверное, уменьшать его авторитет не стоит, каким бы плохим он ни был, лучше от этого не станет).

Если ребенок избегает общения, закрывается, что бывает на некоторых этапах развития, остается личный контакт с учителем. В некоторых школах учителя обязаны регулярно писать для родителей коротенькую характеристику текущей ситуации с предметом. Если вы получили 70 знаков (несколько слов) текста, то по количеству информации это эквивалентно сотне оценок, и это не фокус, это работает. Живое общение не поддается прямому обсчету, но объем информации огромный. Внешний вид учителя — несколько миллионов оценок, чтобы вы понимали. То есть просто увидев учителя, вы получаете информации больше, чем из оценок всех ваших знакомых за все годы школы. Я не возвеличиваю учителя, о той же математике говорит то, например, как выглядит кабинет. Так вот, учитель не даст вам полную раскладку по всем пунктам, это невозможно, но вы увидите, что он за человек, как относится к вашему ребенку, возможно, почувствуете какой-то конфликт или, наоборот, перспективы. Главное, что и учитель получит важную для него обратную связь, почувствует принципы и ценности вашей семьи, не обязательно осознавая это, но корректируя свое отношение к вашему ребенку, надеюсь, в конструктивном направлении.

Да, выпускные, экзаменационные оценки важны для создания дальнейшей биографии. Ученик выполняет большую работу, чтобы получить высокую выпускную оценку, — по изучению предмета, общению с учителем, одноклассниками. На пути к результативной оценке будут слезы, бессонные ночи, радость победы, ощущение собственного бессилия — это жизнь, это нормально.

Каждое решение в течение всей учебы влияет на окончательный результат, определяет его. Но в обратном направлении это не работает — зная, какой была учеба, вы можете предвидеть, какой будет оценка, но зная оценку, невозможно воссоздать процесс обучения. Понимая человека, вы можете прогнозировать, какие у него будут оценки, но зная только оценки, невозможно понять человека.

Так что, передавая полномочия, доверяйте, а не доверяя, не передавайте полномочия. Ясное дело, доверие возникает не на пустом месте. Доверие к своему ребенку, доверие к учителям. Кто, если не мы, родители и учителя, сделает это место не пустым, наполнит его доброжелательностью, откровенностью, пониманием Когда, если не сейчас?

Источник материала
loader