Правительство пошло ва-банк: коммунальные медучреждения, которые не будут инвестировать в собственное развитие, отдадут свои накопления в бюджет
Правительство пошло ва-банк: коммунальные медучреждения, которые не будут инвестировать в собственное развитие, отдадут свои накопления в бюджет

Правительство пошло ва-банк: коммунальные медучреждения, которые не будут инвестировать в собственное развитие, отдадут свои накопления в бюджет

Правительство пошло ва-банк: коммунальные медучреждения, которые не будут инвестировать в собственное развитие, отдадут свои накопления в бюджет

В проекте государственного бюджета на 2025 год правительство решило закрывать дыры в бюджете средствами медучреждений. Звучит немного невероятно, но на самом деле у врачей никто деньги забирать не будет. Это касается исключительно остатков средств на счетах, которые коммунальные учреждения здравоохранения не вкладывают в собственное развитие.

Представьте, что в Украине большинство коммунальных учреждений здравоохранения выглядят, как на экранах западного кинематографа. Убеждена, что у многих, кто это прочитал, в лучшем случае возникла мысль, что это неосуществимая утопия.

Хотя мотивированный приветливый персонал, высокое качество сервиса, опрятный вид, современное оборудование, уютные кофейни в амбулаториях, поликлиниках, больницах — это то, для чего создавались условия для учреждений медреформой (которая продлится столько, сколько мы будем стремиться к эффективной медицинской системе). К сожалению, вынуждена констатировать, что абсолютное большинство коммунальных учреждений здравоохранения не использует всех возможностей увеличить собственное финансирование, предоставляемых реформой.

О чем же идет речь? В Украине коммунальные медучреждения могут иметь несколько источников финансирования. Но для большинства основным и единственным источником поступления средств являются заказы Национальной службы здоровья Украины (НСЗУ). Так, НСЗУ заключает договоры с больницами и ежемесячно перечисляет средства из государственного бюджета на предоставление пациентам бесплатных услуг в рамках Программы медицинских гарантий.

При этом никаким нормативно-правовым актом не установлено, что договоры с НСЗУ должны быть основным источником дохода.

Еще на должности министра здравоохранения и сейчас как специалист по управлению и юрист в сфере медицинского права при общении с руководителями медицинских учреждений я продолжаю подчеркивать, что любому предприятию желательно иметь несколько (три-пять) разных источников дохода. И медицинские учреждения, сейчас в основном получающие средства только из государственного бюджета, — не исключение.

Как видим, вкладываться в собственное развитие, внедрять дополнительные платные услуги, создавать сервис, сопоставимый с сервисом медучреждений частной формы собственности, смогли не так много коммунальных учреждений здравоохранения.

Лично меня несколько шокировало осторожное отношение значительного числа руководителей больниц к возможностям, предоставленным нашим законодательством. По убеждению многих, дополнительный официальный доход медучреждения вне договоров с НСЗУ — это мошенничество. Хотя для этого существуют достаточно прозрачные механизмы выяснить, что оплачивается НСЗУ, а что нет.

Забегая наперед, скажу, что, наоборот, развитие и рост, улучшение сервиса и инфраструктуры — это прямая обязанность менеджмента любого медучреждения в интересах украинских пациентов.

«На черный день»

Следовательно, на сегодняшний день мы имеем такую картину: у большинства медицинских учреждений Украины единственный источник дохода — это договор с НСЗУ, а если где-то предлагают пациентам дополнительные платные услуги, то несущественные. То есть клиники не развиваются, а весь доход или остатки средств от НСЗУ просто так лежат на счетах таких учреждений здравоохранения — то ли до «лучших времен», то ли «на черный день». Но в действительности суммы поражают. На конец первого квартала 2024 года суммарно отлеживалось 20,9 млрд грн: где-то 40 млн, где-то 155 млн грн.

В личных разговорах с менеджментом медицинских учреждений я неоднократно советовала эти средства инвестировать хотя бы в облигации (ОВГЗ) и таким образом и поддержать страну, и получить дополнительную прибыль, и не потерять на инфляции. Как правило, в ответ слышала, что нельзя так использовать деньги, ведь они имеют целевое назначение. Подчеркну, ни один закон, нормативно-правовой акт не запрещает медицинским учреждениям иметь официальные разные источники прибыли.

Итак, чаще всего из-за неэффективного использования средств руководителями коммунальных медицинских учреждений правительство решило поменять правила игры. В условиях военного положения и необходимости увеличить расходы на оборону, огромного дефицита бюджета государственные средства должны эффективно работать, а не «отлеживаться» где-то на счетах.

Идея Кабинета министров состоит в том, что деньги, заработанные медучреждениями по договорам НСЗУ и не использованные на собственное развитие (например, на закупку оборудования, повышение зарплаты медицинским работникам, точечные косметические ремонты), такие учреждения здравоохранения должны перевести на отдельный счет Госказначейства до 1 марта 2025 года. Фактически деньги продолжат принадлежать этим медучреждениям, но все хорошо понимают, что забрать их из Госказначейства и запустить в работу будет намного сложнее.

Грубо говоря, это означает: если учреждение заработало средства у государства, но не вложило в собственное развитие, то эти средства будут работать в другой сфере, где они необходимы. Например, в той же оборонке. Поэтому, если менеджмент медицинских учреждений не знает, как заставить деньги работать на благо украинской медицины, то это с их средствами будут делать в других отраслях.

Хотя я убеждена, что это предложение Кабмина — временная вынужденная мера, ведь в стране война, в бюджете большой дефицит и эти средства могут перекрыть определенную дыру, но вместе с тем это и следствие пассивности в вопросах поиска возможностей увеличить доходы учреждений здравоохранения у значительного количества их руководителей.

Поэтому у меня будет два коротких вывода и рекомендации в сложившейся ситуации:

  • Коммунальные медицинские учреждения не должны бояться развиваться, и тогда им не надо будет перечислять оставшиеся средства на счет Госказначейства. Я часто слышала опять же от менеджмента коммунальных учреждений здравоохранения о том, что ни при каких условиях они не смогут конкурировать с частными медицинскими учреждениями. Не соглашаюсь с таким тезисом. Ведь у них есть возможности инвестировать в платное повышение квалификации специалистов больницы, зарплаты работников, закупку нового оборудования, маркетинг и рекламу, что положительно влияет на введение новых платных услуг.
  • Частные медучреждения, заключившие договоры с НСЗУ, должны быть в равных условиях с коммунальными медицинскими учреждениями по инвестированию государственных средств. Будет справедливым эту норму применять и к частным медучреждениям, имеющим договоры с НСЗУ. Простыми словами, хочешь работать с государственными средствами — развивайся.
  • Искать другие источники дохода, в том числе пассивного. Например, инвестиции в военные ОВГЗ.
  • А народным депутатам все же стоит немного изменить предложенную норму на этапе внесения поправок. А именно: оставить на счету больницы месячный бюджет заработной платы как гарантию своевременных выплат, ведь платежи от НСЗУ могут поступать не всегда своевременно для потребностей учреждения.
Источник материала
loader