Городские власти Львова, несмотря на войну, выделяют миллиарды гривен на медицину, но для простых людей ситуация в больницах остается не такой уж радужной. Хотя по закону многие медицинские услуги и лекарства должны быть бесплатными, львовяне продолжают платить – и не малые суммы.
А ведь программа медицинских гарантий действует уже несколько лет.
Журналисты LVIV.MEDIA лично столкнулись с тем, что в больницах Святого Пантелеймона и Святого Николая пациенты вынуждены раскошеливаться на всё, от шприцов до операций. Даже если на бумаге все услуги бесплатны, в реальности врач может мягко намекнуть: "Вы можете купить лекарства?"
Вроде бы просьба, но по сути – требование. И лекарства пациенты покупают сами, хотя по закону они должны быть бесплатными. Врачи озвучивают списки покупок устно или пишут на бумажке, но без них лечение будто бы становится хуже.
Та же ситуация случилась с маленькой пациенткой в детском отделении больницы Святого Николая. После операции маме девочки предложили "добровольно пожертвовать" 1000 гривен – якобы на лекарства и "развитие отделения". Деньги забрали и записали в тетрадь, но как отказать в таком "добровольном" предложении?
"Мне сказали, что это добровольно, но нужно дать от 200 гривен по обоим пунктам", – рассказыват мама девочки.
Многие пациенты боятся жаловаться. Одни думают, что жалоба ухудшит их лечение, другие просто привыкли к советскому стереотипу: "бесплатно – значит плохо". Люди готовы платить, лишь бы к ним отнеслись лучше, даже если по закону платить не нужно.
Олег Самчук, директор Первого медицинского объединения Львова, уверяет, что пациенты не получают полной информации о бесплатных лекарствах, но они есть, и все, что можно, выдают бесплатно. Однако жалобы продолжаются, а система здравоохранения остаётся почти такой же, какой была раньше: пациенты платят из своего кармана, и наказания для больниц, которые нарушают закон, фактически нет.
На практике программа медицинских гарантий в Украине должна помогать людям экономить на лечении. В реальности же многие львовяне продолжают платить за то, что должно быть бесплатным, а жалобы редко приводят к реальным последствиям.
Как действовать в подобных случаях
Если хотите узнать, предлагает ли больница бесплатные услуги, это довольно просто. Просто зайдите на дашборды НСЗУ, введите название услуги и название заведения, и вы сможете увидеть, есть ли у них контракт. Вся информация доступна в разделе "E-данные".
Если вы столкнулись с нарушениями со стороны медиков, не бойтесь жаловаться. Это можно сделать несколькими способами:
- Позвонить на горячую линию НСЗУ по номеру 16-77.
- Написать электронное письмо на info@nszu.gov.ua.
- Отправить бумажную жалобу на адрес: проспект Степана Бандеры, 19, г. Киев, 04073.
Напомним, бухгалтеры зарабатывают больше врачей в Киевском онкоцентре: куда идут деньги на лечение пациентов
Кроме того, Знай.ua сообщал, Кабмин одобрил китайские тесты на наркотики для водителей: новая "удочка" закинута