По словам руководителя направления ИИ в Brave1 Макса Макарчука, разработчики БПЛА готовятся к тому, что в будущем на передовой вообще не будет никакой связи.
В Украине несколько стартапов разрабатывают системы искусственного интеллекта (ИИ), которые позволяют беспилотным аппаратам работать под действием средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и объединяться в группы для выполнения задач. Об этом пишет Reuters.
По данным агентства, работа ведется по двум основным направлениям. Первое направление включает создание визуальных систем, которые бы помогали идентифицировать цели и направлять БПЛА к ним, а также картографирование рельефа для навигации. Второе направление — это программы, позволяющие беспилотникам работать во взаимосвязанных "стаях".
Над подобной технологией, в частности, работают компания Swarmer. Инженеры разрабатывают программное обеспечение Styx, связывающее беспилотники в рой. Система управляет сетью разведывательных и ударных дронов разного размера в воздухе и на земле. Каждый БПЛА может планировать свой маршрут и предсказывать поведение других в рое. Вмешательство человека нужно только для того, чтобы дать команду нанести удар.
"Когда вы пытаетесь масштабировать (с пилотами-людьми), это просто не работает. Управлять роем из 10 или 20 дронов или роботов людям практически невозможно", — отметил генеральный директор Swarmer Сергей Куприенко.
По словам Сергея Куприенко, операторам БПЛА сложно управлять операциями с участием более пяти аппаратов, в то время как ИИ способен обрабатывать сотни данных одновременно. Кроме того, автоматизация поможет защитить операторов, которые работают вблизи линии фронта. На данный момент технология Styx находится в стадии разработки и была протестирована на поле боя только в рамках эксперимента.
В свою очередь Макс Макарчук, руководитель направления искусственного интеллекта в оборонном кластере Brave1, рассказал о работе над концепцией дронов с ИИ, которые смогут работать, даже если в будущем на передовой не будет никакой связи. По его словам, линия фронта все больше насыщается средствами РЭБ, из-за чего процент попаданий FPV-дронов в цель постоянно падает. Поэтому растет потребность в БПЛА, которые смогли бы поражать цели в условиях помех.
Как отмечает Макс Макарчук, сейчас средний процент попаданий FPV-дронов в цель 30-50%. Ожидается, что благодаря ИИ эта цифра вырастет до примерно 80%. Для достижения этой цели украинские компании, включая Swarmer, оснащают БПЛА функцией захвата цели с помощью камеры. Дронам с автоматизированным донаведением больше не нужен оператор, чтобы нанести удар.
На данный момент перед украинскими производителями стоит задача по созданию дешевой системы наведения ИИ для дронов, чтобы массово использовать такие беспилотники по всей линии фронта. По словам Макса Макарчука, сейчас стоимость установки простой системы, позволяющей автоматически донаводить БПЛА на цель, составляет около 150 долларов США на один аппарат.
Исследователи из Университета имени Лоранда Этвеша в Венгрии также создали планировщик маршрутов, который может объединять 5000 автономных дронов в самоорганизующуюся стаю.