На самом деле все было не так уж и радужно
Советская пропаганда работала настолько мощно, что её мифы оказывают влияние на некоторых людей до сих пор. Одной из таких легенд являлась "лучшая медицина и образование".
"Телеграф" рассказывает о том, как на самом деле в СССР обстояли дела в этих сферах. Для начала расскажем о медицине.
Так, согласно независимым исследованиям, на самом деле медицина в стране советов была в весьма печальном положении. Например, выяснилось, что к концу существования СССР прием в медицинские вузы и дальнейшее образование зависели не только от знаний: врачебная карьера часто обеспечивалась связями с нужными людьми.
Сама по себе советская медицина сильно отставала от западных стран. Современные технологии и методы лечения были доступны только избранным, большинство врачей ими просто не владели. Еще в конце 1980-х в поликлиниках и больницах использовались стеклянные шприцы, многоразовые иглы, катетеры и системы для внутривенных инфузий. Фармацевтика была развита слабо, так что значительную часть лекарств приходилось покупать за рубежом. Простые лекарства и средства стоили очень дешево, но чуть менее распространенные приходилось "доставать" — иногда в других городах.
Больницы были переполнены, люди часто лежали в коридоре — не в последнюю очередь из-за того, что многих госпитализировали по показаниям, которые в действительности не требовали стационарного лечения. Люди лежали в больнице долго — неделями и месяцами ждали очереди на процедуры и операции. Быт советских больниц многие вспоминают с неподдельным ужасом. Особенно это касается родов.
Отдельного внимания заслуживает хамство советских врачей и медицинского персонала в районных поликлиниках и больницах. Кроме того, говоря о "лучшей в мире советской медицине", нельзя не упомянуть устойчивую практику так называемой карательной психиатрии, которую широко использовали против диссидентов в 1960–80-е годы
Образование
В советском образовании действительно были свои хорошие стороны: в некоторых дисциплинах — особенно математике и физике — выпускники советских вузов традиционно высоко котировались в мире. Но это не означает, что они были лучшими.
При этом часто ученые считают, что успехи советской науки достигались не благодаря системе образования, а вопреки ей: чтобы чего-то добиться, людям приходилось преодолевать огромное количество сложностей и преград совершенно не академического свойства. Идеология была одним из главных негативных факторов, она влияла на все сферы образования — на содержание учебных программ, на прививаемые в школе ценности, на критерии отбора и т. д. Неблагонадежных преподавателей, студентов и детей диссидентов отчисляли из вузов по политическим соображениям.
Иностранные языки преподавались слабо — если не считать специализированные вузы и элитные школы для детей номенклатуры. Историю преподавали исключительно в одобряемом государством ключе: трактовка событий не могла расходиться с идеологическими установками, а многие эпизоды замалчивались — например, по понятным причинам, вся история советских репрессий.
Напомним, ранее мы писали о том, действительно ли все граждане СССР были равны и имели одинаковые права.