Украинцы во время войны продолжают экономить, обдуманно подходят к расходам, а также поддерживают социально ответственный бизнес.
Об этом свидетельствуют результаты исследования "Делойт".
Примечательно, что сейчас наблюдается постепенное восстановление потребительской активности в стране. В частности, частота покупки продуктов вернулась на довоенный уровень. На четверть выросла покупка электроники и бытовой техники, на 14% - одежды и обуви против 2022 года. Это свидетельство восстановления доверия украинских потребителей, а способности сферы торговли адаптироваться к новым условиям.
В то же время исследование говорит о том, что в прошлом году украинцы пытались экономить. Так, в зависимости от категории товаров, экономили от 41 до 77% опрошенных. Хотя показатель держится на высоком уровне, все же динамика положительная против 2022 года (47-86%). Меньше всего экономят на лекарствах, детских товарах и приобретении готовой пищи.
Интересно, что затраты на продукты, составляющие львиную долю чека, выросли на 32%. Также стало известно, что значительная часть граждан покупает еду (47%) и медикаменты (43%) впрок.
В прошлом году сократилось посещение ресторанов и баров. 55% опрошенных делают это гораздо реже. Однако увеличилась популярность приготовления пищи на дому (50%), особенно среди безработных (53%), фрилансеров (72%). Не приоритетным стал и досуг.
При этом онлайн-шоппинг набирает большую популярность среди украинцев. Так, частота онлайн-заказов выросла на 12%. Больше всего граждане покупали онлайн:
- электронику и бытовую технику (26%);
- косметику и парфюмерию (19%);
- одежда и обувь (17%).
Также абсолютное большинство потребителей (70%) в дальнейшем бойкотирует производителей товаров/продавцов из РФ.
Продолжают украинские донатить на армию. Больше всего доверяют сборам средств от знакомых, друзей и коллег.