Фильм Прошлые жизни Селин Сонг претендует на Оскар в категориях лучший фильм и оригинальный сценарий. И все. Это, кстати, делает ленту наименее номинированной среди десятки главных претендентов.
Для 35-летней Сонг это режиссерский дебют в полнометражном кино, но очень мощный. После премьеры на кинофестивале Сандэнс Прошлые жизни показали на Берлинале, а многие авторитетные издания внесли его в десятку лучших фильмов 2023 года.
Это напряженная и волнующая драма, которая заставляет сердце биться быстрее. И этот эффект достигается без каких-то жутких сцен, автомобильных гонок или компьютерной графики. Это происходит даже когда персонажи просто стоят рядом, смотрят друг другу в глаза, а вы, зритель, не можете предсказать их следующий шаг или поступок.
Прошлые жизни дают ощущение реальности отношений. С одной стороны, когда вы смотрите фильм, хочется, чтобы герои поступили иначе. Но с другой — если поставить себя на их место, история почти наверняка разворачивалась бы именно так, как в фильме Сонг.
Сюжет фильма Прошлые жизни
Фильм структурирован незначительными временными скачками. Прошлые жизни начинаются с кадра разговора в нью-йоркском баре молодой женщины азиатской внешности и азиата. Еще один мужчина сидит немного в стороне.
Далее мы переносимся в прошлое в Сеул (Южная Корея), где создатели картины знакомят нас с 12-летней школьницей На Янг и ее другом Хэ Соном. Они гуляют по городу и останавливаются на перекрестке. Одна дорога ведет на гору по разноцветной лестнице, другая вниз по менее интересной тропинке. Это также создает широкую метафору последующих событий в картине.
Кадр из фильма Прошлые жизни
Родители делают им своеобразное свидание-прощание под наблюдением перед тем, как На Янг вместе со своей семьей уедет в США. Девочка говорит другу, что переезд необходим, потому что “корейцы не получают Нобелевскую премию по литературе”.
Спустя 12 лет после событий в Сеуле уже взрослая Нора (Грета Ли), как теперь называют На Янг, такая же амбициозная. Только теперь она мечтает получить Пулитцер. Она узнает, что ее ищет ее друг Хэ Сон (Ю Тео) и находит его в Facebook. Тогда они начинают проводить время вместе за разговорами в Skype.
Но впоследствии девушка просит ей дать небольшой перерыв, поскольку считает, что это мешает ее цели стать писательницей. И они снова расстаются. Проходит еще 12 лет. Хэ Сон сообщает, что приезжает в Нью-Йорк и просит, чтобы она показала ему город. Тем временем Нора уже замужем за нью-йоркцем Артуром (Джон Магаро).
Кадр из фильма Прошлые жизни
Хэ Сон предстает в определенной степени романтиком, полным надежд, который верит, что их прошлые и будущие жизни переплетены и что им суждено быть вместе.
Рецензия на фильм Прошлые жизни
В одной из сцен героиня Греты Ли рассказывает персонажу Джона Магаро о значении иньен — духовной связи между двумя людьми, основанной на взаимодействии между их предыдущими воплощениями. То есть, если вы встречаете кого-то, даже на короткое время, это свидетельствует о том, что вы также встречались с ним в прошлом.
— Это просто нечто. Корейцы говорят это, чтобы соблазнить кого-то, — скажет потом она.
Но именно слово иньен (인연), которое означает провидение или судьбу, и является движущей силой истории. История героев разворачивается параллельно. Они сходятся на короткое время в моменты этого самого иньена. Первый момент — это период детства Норы в Корее с ее первой любовью, а другой — в Нью-Йорке, когда он уже взрослый приезжает к ней спустя 24 года.
Кадр из фильма Прошлые жизни
Прошлые жизни исследуют иньен через отношения между Норой и Хе Соном. История приводит к размышлениям героев на тему: а что если бы и суждено ли им быть вместе. Женщина рассматривает иньен как возможность сближения родственных душ не только в этой жизни, но и в последующих.
Кроме иньена фильм изображает также опыт иммигрантов, но не тяжелый, а пронизанный эмоциями. Особой магии фильму добавляет замечательная операторская работа Шабиера Киршнера, которая фиксирует красоту одиноких городов.
Прошлые жизни — это прекрасные размышления о прошлом, глубоко романтическая история о любви, иньене и о том, как пути, которые мы выбираем, или те, которые выбирают за нас, определяют наши судьбы.