Европейские игроки продолжают насыщать украинский рынок своей продукцией, производство в стране падает, а отечественным компаниям становится все труднее без действенной господдержки
На фоне продолжения эпопеи с блокированием западных границ Украины и падения агроэкспорта в 2023 году на $1,5 миллиарда в украинской бизнес-среде снова актуализировались дискуссии по увеличению государственной поддержки отдельных системообразующих сфер АПК. Ведь, несмотря на анонсированные правительством некоторые целевые программы на 2024 г. для аграриев, в этом году поддержка охватит не всех, и похожа скорее на тактические, чем на стратегические шаги в контексте продовольственной безопасности.
"Телеграф" узнавал, перед какими системными рисками оказалась молочная отрасль и к какому кризису может привести промедление с господдержкой.
В чем именно проблема
Согласно плану работы Комитета ВР по вопросам аграрной и земельной политики на 8 февраля этого года запланировано выездное комитетское слушание, инициированное нардепом Андреем Богданцем (фракция "Слуга Народа"), о состоянии и проблемах молочного сектора страны. В кулуарах парламента источники "Телеграфа" сообщают, что нардепы попытаются подумать над механизмом, каким образом спасти отрасль на фоне давления войны, спада производства, роста импорта "молочки" и т.д. И не подорвут ли вообще эти негативные тенденции продбезопасность Украины. В настоящее время возобновляются дискуссии о государственной поддержке молочников в 2025 году.
Впрочем, как нам стало известно, активизация работы на уровне Минагрополитики упирается в позицию Минфина, который блокирует любые попытки относительно системной действенной поддержки именно молочной отрасли.
В свою очередь представители молочной сферы указывают "Телеграфу" на то, что разговоры о помощи отрасли ведутся довольно давно, но кроме слов и обещаний чиновников и отдельных представителей депутатского корпуса дальше слов дела почему-то не идут. Это может наконец привести даже к закрытию отечественных заводов. Следовательно, на полках магазинов будет продаваться условно польское молоко, и фактически по европейским ценам.
Молочный кризис усугубляется?
Тем временем кризисные явления в молочном сегменте АПК продолжают углубляться. По официальным данным Государственной таможенной службы, в 2023 году Украина импортировала 33,7 тыс. тонн сыров. Это практически соответствует уровню 2022-го (-0,3%). Но в денежном эквиваленте импорт сыров достиг $200,8 млн – на 10,2% больше, чем в прошлом году.
Объем экспорта украинских сыров в течение 2023 г. также незначительно отклонился от показателя предыдущего года (-1,1%) и составил 8,9 тыс. тонн. В денежном же эквиваленте он принес $40 млн, что на 5,4% меньше, чем в 2022 году.
Примечательно, что сыры из-за границы ввозились в Украину преимущественно из Польши (41,5%), Германии (21,6%), Нидерландов (9,5%), то есть из стран ЕС. Выходит, что дотационные молочные европейские игроки постепенно вытесняют с украинского рынка продукцию отечественного производителя, а конкурировать в Европе сырной продукции из Украины становится все труднее. А еще и вдобавок — блокировка границ и разрыв логистики.
В то же время, по приблизительным оценкам Минагрополитики, за 2023 год поголовье коров в Украине уменьшилось еще на 4,6% до 1290 тыс. голов. Это логично сказалось на общем производстве молока. Оно сократилась еще на 3,3% до уровня около 7412 тыс. т.
Проседание производства по цепи отразилось и на средних ценах внутреннего рынка на большинство молокопродуктов. Так, за прошлый год молокопродукты в среднем подорожали примерно на 7-10%, сыры на 7%, а масло выросло в цене почти на 40%.
Как на кризис реагируют чиновники и Минагро
Отдельно заметим, 9 октября 2023 года Совет нацбезопасности и обороны решил проконтролировать выполнение Указа президента Украины № 681 "О состоянии обеспечения продовольственной безопасности", который был введен в тот же день. То есть госчиновники признали проблемы с продовольственной безопасностью на самом высоком уровне. При этом 19 декабря прошлого года СНБО провел даже совещание о состоянии выполнения своего же решения по продбезопасности страны. В контексте же старта переговоров Украины с ЕС о членстве этот вопрос в 2024 г. становится более чем актуальным. И, вероятно, от дискуссий уже нужно в турборежиме переходить к какой-то конкретике.
Исполнительный директор Союза молочных предприятий Украины Арсен Дидур в комментарии "Телеграфу" уточнил, что одной из главных тем комитетского слушания 8 февраля будет жалоба от молокопереработчиков на недостаток сырья.
"Потому что в среднем по отрасли загруженность этих предприятий составляет лишь 50-60%. Это влияет на себестоимость, конкурентоспособность и прочее", — акцентирует он.
По словам исполнительного директора СМПУ, без государственной поддержки отрасли отечественные предприятия дальше не смогут ни модернизироваться, ни сохранить поголовье.
"Если мы не будем стимулировать производство молока и увеличение поголовья из-за господдержки, — продолжает он , — то у нас постоянно будет дефицит. Следовательно, разумеется, будет высокая цена на сырье. Сейчас мы уже теряем некоторые внешние рынки из-за увеличения себестоимости, а дальше будем терять и внутренний рынок. Если сегодня мы его существенно уже потеряли по сырам, то завтра будем терять по творогам, а также по той же молочной продукции”.
Арсен Дидур при этом сообщил, что вышеупомянутое решение СНБО обязывает Кабмин разработать Программу развития животноводства на ближайшие 10 лет. "Установлен дедлайн, нужно разработать концепт стратегии, как мы будем сохранять поголовье и увеличивать его. Сейчас это должны проработать на уровне Минагрополитики для дальнейшего утверждения Кабмином", — говорит представитель Союза.
Как добавил "Телеграфу" заместитель исполнительного директора СМПУ Дмитрий Стриховский, на государственном уровне срочные меры для поддержки молочной отрасли "требовалось реализовывать, как говорится, еще "позавчера". И речь должна идти уже не о каких-то точечных дотациях, а системном подходе".
"В 2021 году для того, чтобы возродить деятельность Рабочей группы по развитию молочной отрасли при Минагрополитики нам пришлось писать письмо президенту Украины. На сегодняшний день слово "развитие" в ее названии нужно уже менять на "спасение". Не хочу нагонять страхов, а искренне рассчитываю на государственный подход к отрасли, которая является важной составляющей продовольственной в частности, экономической, и в целом безопасности государства", — отмечает он.
Стриховский также отмечает, что по сравнению со странами ЕС деньги, которые сейчас получают от государства украинские производители молока, – это "слезы". "А, во-вторых — это не дотации, а инвестиции. Потому что по цепи создаются рабочие места в с/х производстве, пищевой промышленности, строительной отрасли, машиностроении и даже в энергетике. Ведь Украина имеет возможность занять нишу мощного экспортера биометана в Европейский Союз через нашу газотранспортную систему", — аргументирует он, добавляя, что возрождать качественную государственную поддержку молочной отрасли нужно было еще в 2023 году.
"Прискорбно, что этого не будет сделано и в 2024-м. Надеемся, что хоть в 2025-м вопрос сдвинется с места", — говорит он.
Напомним, ранее член комитета Верховной Рады по аграрной и земельной политике, нардеп из фракции СН Дмитрий Соломчук в контексте блокирования Польшей украинской границы отмечал "Телеграфу", что у отечественных агропредприятий появляется возможность со временем вытеснить импортную продукцию с прилавков украинских магазинов. Польша же рискует потерять отечественный потребительский рынок.
Также "Телеграф" писал, какие три шага спасут украинскую молочную отрасль от краха.