Уже почти два года в Украине не летает гражданская авиация.
На протяжении этого времени периодически появляются новости о возобновлении перелетов в стране, или открытии хотя бы одного аэропорта.
Насколько это реально до завершения полномасштабной войны?.
Предложение Офиса президента.
Международный аэропорт Борисполь могут открыть первым в Украине, но исключительно при условии полного закрытия неба от российских ракет и дронов, заявили в Офисе президента.
“Эта ситуация с безопасностью сегодня еще полностью не урегулирована, но с точки зрения того, что должны думать о будущем, можно говорить о том, что аэропорты должны работать в Украине”, – пояснил советник Главы Офиса президента Михаил Подоляк.
По словам генерального директора аэропорта Борисполь Алексея Дубревского, объект готов начать принимать самолеты через месяц после завершения войны.
Такое заявление он сделал в октябре 2023 года.
В июне международный аэропорт Борисполь объявил тендер почти на 52 миллиона гривен для “комплексного обслуживания внутренних помещений аэровокзального комплекса, паркинга и других объектов аэропорта” (уборочные услуги).
Это вызвало возмущение, в частности в соцсетях, из-за того, что с февраля 2022 года не обслуживает пассажиров.
Ранее также появлялись слухи об открытии аэропортов во Львове и Ужгороде.
Кто полетит.
Летом 2023 года ирландский лоукостер Ryanair неожиданно заявил, что первым готов возобновить полеты в Украину.
“Рассматриваем два плана: один, когда война закончится и все откроется в один или два дня.
И второй, наиболее вероятный, согласно которому мы можем запланировать небольшое количество рейсов уже в конце этого года”, — объявил руководитель Ryanair Майкл О’Лири.
Лоукостер провел переговоры о сотрудничестве с министром инфраструктуры Александром Кубраковым и руководством аэропортов Борисполя, Львова и Одессы.
Но в правительстве на эти планы тогда отреагировали достаточно сдержанно.
“Ключевым в условиях войны для нас остается сохранение пригодности авиационной инфраструктуры и квалификации персонала.
В то же время возобновление полетов будет возможно, как только позволит ситуация с безопасностью”, — прокомментировал Кубраков.
Израильский пример.
Израиль — яркий пример того, как может работать гражданская авиация во время ракетных обстрелов.
Даже после нападения ХАМАС 7 октября израильская авиакомпания Эль-Аль до сих пор не отменила ни одного рейса.
Это единственная в мире гражданская авиакомпания, самолеты которой оборудованы системами противоракетной защиты.
Они изначально разрабатывались для Воздушных сил, но впоследствии были адаптированы под гражданские борта.
Чтобы иностранным перевозчикам возобновить полеты в украинском авиапространстве необходимо убедить Европейское агентство авиационной безопасности в том, что летать в украинском небе можно.
Весомым аргументом здесь может стать эффективная система ПВО, а также истребители F-16.
Однако, например, военный эксперт Сергей Грабский полагает, что открыть аэропорт в Украине, даже во Львове или Ужгороде, во время войны невозможно.
Не существует системы противовоздушной обороны, которая может полностью гарантировать сбивание всех воздушных целей.
“Открыть аэропорт в Украине сейчас – это абсолютный бред.
Я даже теоретически не рассматриваю такую возможность во время острой фазы боевых действий и даже после.
Пока у России будет возможность запуска ракет, которые могут поражать всю территорию страны, до этого этот вопрос не целесообразно поднимать в нашем обществе.
Рисковать жизнью и здоровьем наших сограждан или граждан других стран ради непонятных политических или, возможно, бизнес-амбиций – это преступление”, – подчеркнул Грабский.