WSJ: Новая тактика Украины заставляет Россию обороняться в Черном море
Коммерческие суда впервые с начала войны возобновили использование порта Одессы и без разрешения России. Это свидетельствует о том, как сильно изменился баланс сил в Черном море.
С помощью морских беспилотников и ракет собственного производства, Украина начала асимметричную войну, подорвавшую значительную часть хваленого военно-морского превосходства России, - пишет Wall Street Journal.
«Чтобы гарантировать нашу безопасность сейчас и в будущем, мы должны защищать наше побережье, но на побережье врага. Это тот подход, который мы пытаемся воплощать в жизнь», – сказал изданию командующий ВМС Украины вице-адмирал Алексей Неижпапа.
Wall Street Journal напоминает, что Черноморский флот РФ имел численное преимущество над украинскими ВМС в пропорции 12 к одному. Поэтому никто не считал украинские силы значительной силой, когда Россия начала вторжение в феврале 2022 года. Украина быстро затопила флагманский фрегат, который тогда находился на ремонте в Николаеве, чтобы судно не попало в российские руки.
Одесский порт прекратил работу. Жители города видели вражеские военные корабли невооруженным глазом. Скопившись на горизонте, российский флот обстреливал город и безнаказанно маневрировал, готовясь к высадке десанта на берег. Сегодня российские военные корабли больше не решаются входить в северо-западную часть Черного моря, их сдерживают украинские береговые ракеты и мины. Сам российский Черноморский флот понес значительные потери в результате серии успешных украинских ударов, и для него больше не осталось безопасных районов в акватории.
Украинские атаки в последние недели были направлены против российских военных кораблей в открытом море и в их главных портах базирования: Севастополе и Новороссийске. На прошлой неделе ракетный удар по севастопольскому сухому доку уничтожил подлодку класса «проект 877». Это была одна из шести субмарин, которые Россия использует в Черном море. Кроме того, украинский удар уничтожил большой десантный корабль класса проект 775, который Россия планировала использовать для высадки морского десанта в Одессе.
По мнению военных аналитиков, повреждение самого сухого дока также усложнит российские военно-морские операции в ближайшие месяцы. Кроме ВМС Украины в битве Киева за Черное море принимают участие военно-воздушные силы Украины, спецподразделения ГУР и разведывательные подразделения СБУ.
Несколько типов морских беспилотников дальнего радиуса действия украинского производства предоставляют новые наступательные возможности в то время, когда Украина не может развернуть большие обычные военные корабли.
«Очевидно, что беспилотники – это то, что заставляет врага быть напряженным, не чувствовать себя в безопасности даже в своих родных портах, не говоря уже о море», – сказал Неижпапа.
Война за Черное море вступила в новую фазу в июле, после того, как Россия разорвала соглашение, заключенное при посредничестве ООН, которое позволяло Украине экспортировать 33 миллиона тонн продовольствия на судах, проверенных Россией. В то же время зерновое соглашение ограничивало свободу действий украинских военных.
В интервью Wall Street Journal Неижпапа сказал, что Украина не намерена препятствовать гражданскому судоходству в Черном море. Однако он добавил, что соглашение Сан-Ремо в 1994 году о международном праве в сфере морской войны позволяет украинским силам атаковать коммерческие суда, которые помогают российским военным усилиям или сопровождаются военными кораблями или самолетами.
«Это вполне законные цели», – сказал командующий ВМС Украины.
После срыва зернового соглашения украинские военные в прошлом месяце объявили об открытии одностороннего коридора для гражданских морских перевозок в Одессу и из Одессы. За последние дни 6 судов уже вышли из одесских портов через этот коридор, в том числе один из двух сухогрузов под флагом Палау, прибывших сюда, чтобы загрузиться зерном в прошлую субботу. По словам чиновников, это стало возможным благодаря новой способности Украины наносить удары по российским портам.
«Совершенно очевидно, что россияне больше не владеют инициативой в Черном море благодаря откровенно гениальному подходу ВМС Украины и украинских сил специальных операций. Произошло действительно важное смещение. Украинцы постепенно перехватили инициативу, и эта серия небольших тактических побед начала складываться в оперативный и даже стратегический успех », – сказал Майкл Петерсен, директор-основатель Института морских исследований России при Военно-морском колледже США.
Wall Street Journal называет положение России в Черном море уникально уязвимым. РФ – мощное военно-морское государство, но в черноморской акватории она не может заменить утраченные корабли судами из других своих флотов. Потому что Турция, контролирующая проливы между Черным и Средиземным морями, в феврале 2022 года запретила проход военных кораблей воюющих сторон, выполняя Конвенцию Монтре за 1936 год.
В настоящее время территория площадью около 9650 квадратных миль в северо-западной части Черного моря превратилась в запретную зону, куда кроме гражданских судов решаются заходить только быстроходные суда, слишком малые, чтобы стать мишенью для ракет, - сказал Неижпапа. Впрочем, у России все еще есть преимущество в небе. Командующий ВМС Украины надеется, что оно исчезнет, как только Киев получит истребители F-16. В отличие от устаревших советских самолетов, которыми Украина пользуется сейчас, у F-16 есть радары для обнаружения российских военных самолетов и могут нести ракеты, способные уничтожить их в воздушном бою.
«Я могу вас заверить, если F-16 будут просто патрулировать над Одессой, то в северо-западной части Черного моря не будет ни одного российского самолета», - сказал Неижпапа.
Кроме Одессы Украина также развила торговлю через свои морские порты в дельте Дуная на границе с Румынией. В последние месяцы три дунайских порта: Измаил, Рени и Килия, - неоднократно подвергались ударам беспилотников Shahed, которые Москва получает от Ирана. По словам украинских чиновников, это привело к уничтожению складов с примерно 270 тысячами тонн зерна. Кроме того, российские удары повредили грузовики и портовую инфраструктуру. Некоторые из этих беспилотников упали на румынский берег.
Тем не менее украинские дунайские порты продолжают работать почти на полную мощность.
«Нас обстреливают, но мы продолжаем экспортировать. Технически защитить дельту Дуная не так уж сложно. Море уже защищено, осталось небо. Если у нас будет необходимая противовоздушная оборона, мы сможем работать», - сказал Борис Юрескул, владелец фермерского хозяйства, в котором работает 250 человек.