У Украины есть альтернативные планы продолжения экспорта агропродукции
У Украины есть альтернативные планы продолжения экспорта агропродукции

У Украины есть альтернативные планы продолжения экспорта агропродукции

У Украины есть альтернативные планы продолжения экспорта зерновых.

Для этого она использует украинские дунайские порты, пытается расширить их пропускную способность, работает со страховщиками и вводит в эксплуатацию дополнительные пункты перехода сухопутных коридоров на западной границе с Польшей и Румынией.

Дунайские порты.

Украина, заручившись поддержкой партнеров, продолжит помогать странам мира, несмотря на выход РФ из “зернового соглашения”.

Об этом сообщило Управление стратегических коммуникаций Аппарата Главнокомандующего Вооруженными Силами Украины (Стратком).

“Проходит год – и Россия объявляет о выходе из “зернового соглашения”.

Однако у украинского государства есть свой план.

Заручившись политическим согласием стран-партнеров, в частности Турции, и доверием страховщиков, Украина готова прокладывать свой экономический путь.

Мы продолжим помогать другим странам мира, ведь только в совместной борьбе и взаимной поддержке одержим Победу”, – отмечают в Страткоме.

Одним из альтернативных вариантов продолжения экспорта агропродукции нашей страны является использование Дунайских портов.

Тарас Высоцкий, заместитель министра аграрной политики и продовольствия, рассказал о наличии альтернативного плана продолжения экспорта агропродукции.

Речь идет о том, чтобы расширить пропускную способность Дунайского региона и увеличить возможности перевалки там.

По словам премьер-министра Украины Денис Шмыгаля, Украина уже втрое увеличила грузооборот на Дунае.

После начала полномасштабного российского военного вторжения в Украину большинство транспортных потоков уже переориентировались на морские порты Дунайского региона, в том числе в них было открыто три регулярных контейнерных сервиса.

“За военное время Администрация морских портов Украины (АМПУ) обеспечила в морских портах Измаил и Рени подготовку необходимой инфраструктуры и способствовала организации перевалки нового груза, который до сих пор не обрабатывался – контейнеров.

В частности, введены в эксплуатацию три регулярных контейнерных сервиса”, - сообщил глава АМПУ Юрий Литвин.

По его словам, также были проведены мероприятия по запуску дополнительных портовых мощностей, в частности, организована перевалка в городе Килия.

В том числе за счет частных инвесторов начата эксплуатация нескольких морских терминалов.

Напомним, в прошлом году инвестиции в украинские дунайские порты составили 15 млн.

По информации АМПУ, в прошлом году дунайские порты увеличили обработку грузов до 16,5 млн тонн с 5,5 млн тонн в 2021 г.

После проведения работ по поддержке объявленных глубин и гидросооружений в акваториях морских портов планируется, что в 2023 г.

грузооборот достигнет 23 млн тонн.

Сухопутные переходы на западной границе.

Еще одним альтернативным вариантом “зернового коридора” является сухопутный коридор в Европу.

В настоящее время продолжается ввод в эксплуатацию дополнительных пунктов перехода и сухопутных портов на западной границе с Польшей и Румынией.

Пока что перевозки “зерновым коридором” приостановлены, по мнению Максима Орыщака, аналитика компании “Центр биржевых технологий” (ЦБТ) Украине стоит просить субсидиях ЕС и США в поддержку украинских фермеров, а также о финансировании расширения логистики сухопутных поставок украинских сельхозтоваров через ЕС.

Кстати, в поддержку украинского сельхозсектора США уже выделили около 350 млн долл.

Но эксперт считает, что этого недостаточно, потому что финансовые потери Украины из-за блокирования поставок по линии Черноморской зерновой инициативы (ЧЗИ) и ограниченности инфраструктуры альтернативных маршрутов логистики могут достигнуть 5-7 млрд долл.

в год.

Помимо отсутствия инфраструктуры есть еще одна проблема.

Недавно пять стран Центральной Европы – Польша, Румыния, Болгария, Венгрия и Словакия обратились к руководству ЕС с просьбой продлить запрет на импорт украинского зерна после окончания ранее намеченного срока 15 сентября до конца года.

Глава правительства Украины призвал восточные страны Европы в ситуации, когда Россия сорвала “зерновое соглашение”, в условиях возможного мирового продовольственного кризиса, подставить Украине плечо помощи, и таким образом загнать Россию в тупик.

“Мы предлагаем сотрудничество и экспертный диалог вместо лозунгов и кратковременной политической целесообразности”, - сказал Шмыгаль.

По его словам, украинцы в сверхсложных условиях успешно провели две посевные.

Украинские аграрии работают даже на заминированных полях.

Собирают уже второй урожай.

Мы строим новую логистику на западной границе.

Втрое увеличили грузооборот на Дунае.

Открываем новые пункты пропуска и расширяем возможность уже имеющихся.

“В это сверхсложное время мы, к сожалению, слышим заявления от наших союзников о том, что границы ЕС для украинского зерна будут закрыты”, - сказал Шмыгаль.

Страхование рисков.

Есть еще один вариант выхода из ситуации, сложившейся из-за приостановки действия “зернового соглашения”.

Он заключается в страховании рисков прохода кораблей через Черное море.

По мнению Орыщака, непосредственная работоспособность “зернового коридора” не связана с РФ.

То есть, Украина могла бы продолжать пользоваться уже построенной в рамках “зернового соглашения” инфраструктурой и логистикой для отгрузки и перевозки своей сельхозпродукции.

Однако, в условиях боевых действий, во главу угла выходит безопасность, а не налаженность бизнес-процессов.

И, к сожалению, без гарантий России риски для бизнеса становятся слишком высокими по отношению к тому уровню прибыли, который обеспечивает транспортировку и продажу украинских сельхозтоваров.

Пример тому мы уже видели, когда в конце октября прошлого года Россия объявила о прекращении своего участия в “зерновом соглашении”.

И сразу после этого часть страховок кораблей, которые перевозили украинские сельхозтовары, была отозвана.

А без страхования, то есть без понимания финансовых рисков, никто возить грузы не станет, так что часть судов тогда была вынуждена вернуться в порт.

Украина сейчас пытается восполнить этот пробел госгарантиями вновь созданного страхового фонда.

Но здесь важно понимать, что бизнес есть бизнес и финансовые гарантии страны, ведущей полноценные боевые действия, могут быть недостаточно надежными.

Необходимы страховые услуги третьей стороны, а они, как видно по кейсу 2022 г.

на себя такие риски брать не очень хотят.

Выходом из ситуации могло бы стать конвоирование судов “зернового коридора” ВМС Турции, такой защиты, скорее всего, было бы достаточно, чтобы страховщики и бизнес продолжили свою деятельность.

Однако если Турция пойдет на такой шаг, НАТО из-за страха столкновения с Россией будет вынуждено либо отговорить турков, либо оставить их наедине с россиянами, заранее сняв с себя ответственность.

Рисковать вступлением в боевые действия с Россией ни Турция, ни США, ни НАТО, скорее всего, не захотят.

Отсюда и заявления представителей официального Вашингтона о том, что конвоирование не вариант, и достаточно мягкая риторика официальной Анкары на выход России из “зерновой сделки”.

Очевидно, что после удачных выборов у руководства Турции теперь достаточно времени на дипломатию.

Реджеп Эрдоган планирует убедить Путина вернуться к “зерновому соглашению” на личной встрече в августе.

Так что если и ожидать возможного возобновления поставок в рамках “зернового коридора”, то не раньше августа, а возможно и сентября, потому что точной даты встречи Эрдогана и Путина нет.

Виктория Хаджирадева.

Теги по теме
Россия Турция ООН Черное море экспорт
Источник материала
loader
loader