Как сообщает корреспондент Укринформа, соответствующее постановление Верховной Рады №7001 поддержали 282 народных депутата.
Согласно тексту приложения к постановлению, по результатам расследования ВСК пришла к выводу, что "Укрзализныця" в 2021 году не смогла в полной мере удовлетворить потребности растущей экономики Украины в грузовых перевозках.
В частности, разрыв между динамикой изменения реального ВВП Украины и грузооборотом железнодорожного транспорта в 2021 году составил 17,74%. Доходы государственной компании от грузовых перевозок составляют лишь 92,3% от уровня до эпидемического 2019 года, несмотря на рост тарифов в 2021 году и получение от этого дополнительно 2400 млн грн.
В ВСК отметили, что это обусловлено, в частности, тем, что УЗ не освоила дополнительных объемов перевозок грузов железнодорожным транспортом, в то время как переориентация грузов на автомобильный транспорт наблюдалась существенной. Среди главных факторов, которые на это оказали влияние, комиссия отделяет:
большое количество штрафов за несвоевременную доставку грузов по вине АО «УЗ», составляющих за последние 3 года 378,6 млн грн. В частности, за 7 месяцев 2021 года такие штрафы с компании уже взысканы на сумму 46,6 млн грн;
значительное количество брошенных грузовых поездов. В сентябре прошлого года зафиксировано 349 таких грузовых поездов, в октябре – 407 и ноябре – 859 соответственно;
отсутствует развитие отношений с клиентами и партнерами, что приводит к потере транзитного потенциала Украины; его объемы становятся все меньше. В общем грузообороте доля транзитных грузов составляет 7%, в общих объемах перевозок – 4%. (В 2021 году объемы перевозок транзитных грузов составили 11,5 млн. тонн, что на 1,0 млн. тонн или на 8,3% меньше, чем в 2020 году);
отсутствием опыта управления перевозками у топ-менеджменте АО «УЗ», критическое состояние инфраструктуры железнодорожного транспорта и тягового подвижного состава, занятость станционных путей выведенным из строя подвижным составом, снижение пропускной способности участков, неэффективная логистика и планирование перевозок.
«В целом, из-за непрофессионального управления, из-за оттока грузов на другие виды транспорта, из-за дискриминационных и коррупционных подходов к организации перевозок, недополученные доходы и убытки в секторе грузовых перевозок по состоянию на 2021 год могут составлять от 6 до 8 млрд грн в год. Что свидетельствует о необходимости более тщательного контроля сектора грузовых перевозок железнодорожного транспорта со стороны акционера АО «УЗ» – Правительства и со стороны правоохранительных органов», - говорится в отчете ВСК.
В то же время, ВСК констатирует положительное влияние на АО «УЗ» в результате инициативного подхода Министерства инфраструктуры Украины о повышении тарифов на грузовые перевозки, что позволит получить дополнительно только в 2022 году более 14 млрд грн.
Кроме этого, комиссия подчеркнула, что в УЗ сложилась практика невыполнения показателей финансового плана. В то же время персональную ответственность за это или за недостаточное качество планирования не понес ни один руководитель высшего уровня. Также не улучшается качество услуг по перевозке пассажиров в АО "УЗ".
«Никаких положительных и реальных изменений АО "УЗ" не сможет достичь без активизации процесса реформирования железнодорожного транспорта Украины и анбандлинга и создания отдельных бизнес-вертикалей АО "УЗ". Однако процесс реализации стратегических документов Президента и Правительства по реформам в АО «УЗ» откровенно провалены и наверстать упущенное время уже сложно», - подытожили в ВСК.
Как сообщал Укринформ, в январе 2022 года Верховная Рада поддержала образование Временной следственной комиссии по расследованию фактов возможных коррупционных действий, которые привели к значительным потерям доходной части государственного бюджета.