Во многих городах и селах Украины инициаторами чистой среды стали школы, которые присоединились к проекту Zero Waste School, начатому Klitschko Foundation при поддержке Фонда Coca-Cola.
В рамках этого экологического проекта команды, состоящие из школьников и учителей, учатся налаживать раздельный сбор отходов, применять возможности их переработки, зарабатывать на собранном вторсырье и делать свои общины свободными от мусора.
После окончания учебы школы остаются на контакте с Zero Waste School, делятся своими кейсами, получают консультации и работают как крупное всеукраинское экологическое сообщество. Более того, в рамках проекта школы могут получить полезные девайсы, которые помогают вывести сбор мусора на новый уровень.
Одну из львовских школ на экологический путь подтолкнула трагедия — пожар на местной свалке (Грибовицком полигоне), вспыхнувший 28 мая 2016 года. Потушить его спасателям удалось только 30 мая. Тогда там погибли трое пожарных.
История о том, как трагедия изменила мышление многих людей и заставила их выбрать новый путь, Фактам ICTV рассказала учительница львовского лицея Орияна Данута Залуская.
— Я по образованию эколог, окончила Львовский аграрный университет. Однако в школе, в которой я работала педагогом-организатором, нас расстроил пожар на львовской свалке. Нужно было срочно что-то делать с отходами, потому что свалки были переполнены. Тогда мы решили найти для себя экопроект, инициатором была наша ученица Оксана Пташкив, а мы, как администрация, ее поддержали, – поделилась Данута Залуская.
Путь к Zero Waste School школа начинала по привычным инициативам, которые по силам каждому.
Первым проектом, который был реализован в лицее, был сбор макулатуры. Там организовали соревнования между классами, которые длились целый месяц. Чтобы лучше мотивировать детей, в заведении придумали замечательный приз. Нет, это не сладости или экскурсия в музей, а ночь в школе. Класс, набравший больше всего макулатуры, провел ночь в школе с фильмами и развлечениями. Мотивация круто сработала, ведь кто из нас не мечтал остаться ночью в школе, магазине или другом привычном месте.
— Все это было согласовано. С детьми находились учителя, родители. Школьники тогда пришли в пижамах, смотрели фильмы, играли в разные игры. А из заработанных на макулатуре денег мы приобрели пиццу на вечер, – рассказала учительница.
Такая акция проводится в школе уже четыре года, и она совсем не теряет своей актуальности.
Однако после участия в Zero Waste School школе удалось вывести экодеятельность совсем на другой уровень. Школа выиграла пресс для брикетирования отходов, помогающий в хранении и транспортировке. Поэтому нынешние школьники активно собирают и прессуют пластик, чтобы потом сдать на переработку.
По словам Залуской, после Zero Waste School они начали серьезно заниматься сортировкой мусора (теперь по школе стоят специальные коробки), собирать пластик и многое другое.
— Мы это делаем не только на территории лицея. У нас стоит специальный бак на входе в школу, чтобы жители района могли приходить и сдавать пластик. Затем мы спрессовываем бутылки и отдаем на переработку. Нужно собрать тонну, а потом уже приезжает авто и забирает у нас, — рассказала Залуская.
Она добавила, что пластик забирает предприятие бывшего выпускника школы.
Денежные средства, заработанные благодаря сортировке мусора, школа тратит на собственные нужды.
— Мы покупаем кучу мелких вещей. К примеру, на акцию, посвященную Голодомору, нужны были свечи, — отметила педагог.
Также на эти средства закупили сладости для экоакции, на которой у школьников была возможность обменять бутылку на конфету. Дети выгребли дома все бутылки, которые были.
По словам Залуской, такой актив состоялся и благодаря ученическому самоуправлению, активно занимающемуся разными инициативами. В частности, деньгами, заработанными на мусоре, распоряжаются учащиеся. А это еще один крутой аспект воспитания, ведь дети не только учатся осознанному потреблению, но и финансовой грамотности.
Например, часть средств в школе потратили на создание брендированных экоссумок, которые они потом и продавали, и дарили победителям в разных конкурсах.
По словам учительницы, сейчас они планируют создать целую линейку экоодежды, которая будет продаваться в школе, а заниматься этим будут ученики.
Кстати, львовский лицей — хороший пример того, как правильная мотивация может воспитывать сознательных детей. Диалог с детьми и поддержка могут творить чудеса, в том числе экологические. Следует только попробовать.
Новое поколение давно готово к сознательному потреблению. Однако пока многие инициативы тормозятся из-за несовершенного экозаконодательства в Украине. В настоящее время законодатели не могут принять ряд важных законов. В частности, речь идет о законопроекте №3091. Он должен регламентировать работу предприятий в сфере экологии. Однако пока парламентарии занимаются другими законами, а некоторые представители бизнеса выступают против него, мол проект закона стоит доработать. За закон №3091 в первом чтении проголосовали еще летом, а до второго чтения он никак не дойдет.