Повышение грузовых тарифов УЗ необоснованное и имеет выборочный характер - открытое письмо EBA к Кубракову
Повышение грузовых тарифов УЗ необоснованное и имеет выборочный характер - открытое письмо EBA к Кубракову

Повышение грузовых тарифов УЗ необоснованное и имеет выборочный характер - открытое письмо EBA к Кубракову

Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки является неприемлемым, поскольку их формирование является непрозрачным, а объем повышения – недостаточно обоснованным.

Кроме того, это повышение может спровоцировать кризис в топливно-энергетической отрасли, что недопустимо в период подготовки к отопительному сезону. Об этом говорится в открытом письме к министру инфраструктуры Александра Кубракова от Европейской бизнес ассоциации (ЕБА).

Как сказано в письме, существующий подход к определению размера тарифов является недостаточно прозрачным и системным. Так, УЗ увеличила тариф на грузовые перевозки буквально дважды в месяц – сначала в середине августа, затем – 9 сентября. Хотя никаких изменений конъюнктуры на рынке не произошло.

"Фактически повышение имеет выборочный характер, поскольку касается только грузов первого класса, тарифы на перевозку которых пока не являются самыми низкими. В пояснительной записке указано, что повышение намерено " устранить диспропорцию между уровнями тарифных классов», но не указано, почему устранение диспропорции должно происходить путем повышения тарифов», - отметили в Ассоциации.

Там также отметили, что объем повышения тарифов необоснован. Ведь это повышение – далеко не первый даже за последний год, однако УЗ ни разу не предоставила анализа по использованию средств, полученных от предыдущего роста тарифов. А значит, непонятно, насколько эффективными такие повышения являются для компании. Также отсутствует анализ влияния роста тарифов на смежные отрасли – а этот вопрос является крайне важным для экономики.

«Дополнительное повышение может существенно ухудшить положение предприятий угольной и энергетической отраслей. Уже реализовано повышение привело к росту стоимости перевозок угольной отрасли на сумму около 2 млрд грн в год. В случае, если очередное повышение будет согласовано, стоимость перевозок вырастет еще больше, а это обуславливает риски для операционной деятельности предприятий, ведь в условиях сложной подготовки и прохождения отопительного сезона у них отсутствуют дополнительные ресурсы на покрытие такого повышения», - отметили в Ассоциации.

Зато, подчеркивают в ЕБА, остается нерешенным вопрос допуска частных локомотивов к перевозкам железнодорожными путями общего пользования – в рамках реализации экспериментального проекта. Как нет до сих пор никаких предложений по устранению диспропорции между тарифами на перевозки с локомотивами УЗ и частными.

"Система тарифов УЗ требует комплексного пересмотра и системного реформирования. Для этого необходимо принять проект закона «О железнодорожном транспорте», а также создать Национальную комиссию, осуществляющую государственное регулирование в сфере транспорта (НКРТ), которая будет регулировать тарифы. Точечная же унификация может привести к увеличению диспропорций и кросс-субсидирования», - отметили в Ассоциации.

В ЕБА напомнили, что сейчас доходы УЗ растут и без повышения тарифов – в том числе из-за роста стоимости вагонов.

"Ухудшение операционной деятельности УЗ из-за замедления оборота вагонов привело к возникновению искусственного дефицита полувагонов, зерновозов, цистерн и цементовозов и, как следствие, к стремительному повышению цен на использование вагонов для бизнеса. В частности, цены на полувагоны выросли втрое. Однако в сопроводительных документах нет ни слова о том, что бизнес тратит дополнительные средства из - за резкого подорожания вагонов», - пояснили в Ассоциации.
Именно поэтому в ЕБА призвали Министерство инфраструктуры отказаться от необоснованного повышения тарифов.

А взамен - доработать и принять закон о железнодорожном транспорте, создать независимого тарифного регулятора, поспособствовать допуска частных локомотивов на путях общего пользования, опубликовать операционную рентабельность УЗ в разрезе видов грузов, а также привлечь экспертов комитета ЕБА для формирования инвестиционной программы УЗ на 2022 год.
Как известно, оборот грузовых вагонов в Укрзализныце ухудшился, и с начала года грузы доставляются дольше на целые сутки. Так, оборот полувагонов с показателя 6,21 увеличился до 7,27 суток. Общая цифра оборота подвижного состава УЗ ухудшилась с 7,16 в январе до 8,36 суток в сентябре.

Ранее Укрзализныця в два этапа повысила стоимость грузовых перевозок, третье изменение тарифа запланировано на январь 2022 года. В результате рост тарифа на перевозку грузов первого класса достигнет 40%. Руководитель Ассоциации собственников вагонов Александр Криворучко заявил, что «Укрзализныця» использует свое монопольное положение, чтобы регулярно необоснованно повышать тарифы, при этом качество ее услуг постоянно снижается.

Теги по теме
Укрзализныця
Источник материала
loader
loader