/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F209%2F10ad53e5b4f204bfdba8f90bccbc00cf.jpg)
Эксплуатация хранилища ядерного топлива в следующем году: ГАЗО ищет финансирование
Об этом сообщил заместитель председателя Государственного агентства по управлению Зоной отчуждения Максим Шевчук во время загрузки первого пенала с отработанным ядерным топливом в ХОЯТ-2 в ходе "горячих" испытаний хранилища, сообщает корреспондент Укринформа.
"Нашей задачей является безопасная экплуатация хранилища. На следующий год мы совместно с депутатами, Минфином и Минприроды работаем над тем, чтобы обеспечить соответствующие расходы. Капитальные расходы обеспечили наши партнеры, а эксплуатационные должны обеспечить мы. Это довольно значительные расходы, но мы должны это делать. Это наша безопасность", - отметил Шевчук.
Он напомнил, что проект ХОЯТ-2 реализовывался при поддержке европейских партнеров Украины, Европейского банка реконструкции и развития.
"Хранилище отработанного ядерного топлива сухого типа построенное по последним технологиям ядерной безопасности и предназначено для хранения ОЯТ Чернобыльской АЭС в течение ста лет. Процесс будет проходить следующим образом: из хранилища сухого отработанного ядерного топлива мокрого типа мы будем перевозить ядерное топливо на этот объект. Этот процесс является достаточно долгим и займет около 10 лет, поскольку на станции хранится более 21 тыс. топливосодержащих сборок. За год мы можем перевозить 2,5 тыс. таких сборок", - сказал Шевчук.
По его словам, сборки после перевозки на ХОЯТ-2 пакуются в специальные патроны, а патроны - в большие пеналы.
"Хранилище вмещает 58 бетонных модулей, в каждом модуле есть 4 отсека для этих пеналов. Этого будет достаточно для перевозки всего топлива", - отметил Шевчук.
Сейчас происходят "горячие" испытания нового хранилища - тесты с использованием реальных топливосодержащих сборок.
"Мы проходим экватор этих испытаний, один из двух пеналов помещают в бетонный модуль. Где-то за месяц закончим горячие испытания, после чего будет создан отчет по безопасности, который утвердит ГИЯРУ. После этого будет возможность полноценной эксплуатации данного хранилища", - добавил заместитель председателя ГАЗО .
Как сообщалось, работа над ХОЯТ-2 велась около 20 лет. 7 сентября начались горячие испытания, 18 ноября в хранилище разместили первый пенал с ОЯТ. Масса одного контейнера с топливом - более 100 тонн. В одном пенале помещается 93 сборки. ХОЯТ-2 позволит хранить ОЯТ в течение 100 лет.
В то же время, Хранилище отработанного ядерного топлива мокрого типа (№1) каждые 10 лет проходит процедуру переоценки ядерной безопасности.
18 ноября в рамках проведения «горячих» испытаний на хранилище отработанного ядерного топлива «сухого» типа ХОЯТ-2 выполнены работы по размещению первого пенала, загруженного отработанным ядерным топливом, в бетонный модуль на долгосрочное хранение в течение 100 лет. Данные работы выполнены персоналом ЧАЭС по наблюдению специалистов МАГАТЭ, Госатомрегулирования Украины и компании Холтек.
На сегодняшний день, согласно графику, дата завершения горячих испытаний запланирована на декабрь 2020 года, а на апрель 2021 года запланировано получение лицензии на эксплуатацию ХОЯТ-2. Но частичное финансирование потребностей ЧАЭС может поставить под угрозу проведение соответствующих работ в 2021 году.

